Адопционизм - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Адопционизм

Адопционизм (от лат. adoptio - усыновление) - гетеродоксальное учение о природе Иисуса Христа, согласно которому Он бы не Богом, а только человеком, возвышенным, "усыновленным" Богом Отцом; этот акт усыновления заключается в получении Иисусом особой благодати в определенный момент Его жизни (при крещении или, согласно позднему А., при воскресении). А. отрицает троичность Лиц в Боге, представляя собой разновидность монархианства. Византиец Феодот Старший (кон. II в.) пытался обосновать А. с помощью некоторых цитат из Библии (Мф 12, 31-32; Втор 18, 15); его ученик Феодот Младший, ссылаясь на Евр 5, 6, считал, что у Мелхиседека было больше Божественной силы, чем у Иисуса Христа. Антиохийский еп. Павел Самосатский, осужденный Антиохийским собором 268, согласно многим свидетельствам, также придерживался А.

В расширенном смысле термин А. применяется также к некоторым концепциям богословов, исповедовавших никейское учение об Отце и Сыне (Никео-Константинопольский символ веры), но слишком подчеркивавших различие между Божественной и человеч. природами Христа, между рожденным предвечно Богом Сыном - Логосом, Вторым Лицом Троицы, с одной стороны, и человеком Иисусом, сыном Марии - Сыном Божиим по усыновлению, которое совершилось, когда Бог Сын принял плоть сына Марии. Адопционистские термины использовали поздние антиох. богословы (Антиохийская богословская школа): Феодор Мопсуэтийский, Несторий в борьбе с аполлинаризмом.

Возрождение А. произошло в Испании в VIII в. в проповедях епископов Элипаннда Толедского и Феликса Урхельского. Использование выражение "усыновление" в применении ко Христу было осуждено в письмах Папы Адриана I к исп. епископам (DH 595) и в актах II Никейского собора (DH 610-611). Согласно решению Франкфуртского собора (DH 612-615), созванного Карлом Великим, осн. ошибка А. состоит в недостаточном различении понятий "личность" и "природа": слово "Сын" относится не к природе (Божественной или человеческой), а лишь к личности Христа. Осуждение А. подтверждено при Папе Льве III на соборах во Фриули (796; DH 619), в Риме (798) и Ахене (800).

А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 97-98.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 3330
    Сессий: 11
    Сейчас на сайте: 15





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024