К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Великий пост
Великий пост [Церковнослав. Святой и великий пост, четыредесятница святая; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, В. п. также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц (к ним прибавляется 7-я - Страстная), или 40 дней, поэтому называется также Св. Четыредесятницей.
[Статья опубликована не полностью]
Великий пост в Римской Церкви
По сообщению Сократа Схоластика (V в.), древнейшим в Риме был 3-недельный пост, причем по субботам, как и в Александрии, Евхаристия не совершалась (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). При папе Льве Великом (440-461) В. п. составлял уже 6 седмиц (Leo Magn. Serm. 39. 2-3), включая Страстную (т. о., пост был короче на седмицу, чем в К-поле). Постными считались все дни, кроме воскресений (но включая субботы). Великие пятница, суббота и Пасха составляли triduum sacrum - священное триденствие (Serm. 44. 1; после IX в. triduum стали отсчитывать от Великого четверга). Подобная структура зафиксирована в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв., однако в памятниках того времени заметны и следы прежней практики 3-недельного поста: в Геласия Сакраментарии середина поста выделяется как время испытания оглашаемых; во многих памятниках 5-е воскресенье В. п. носит название Mediana, т. е. среднее (впервые этот термин встречается в письме папы Геласия (494) (Ep. 14), затем появляется в письме папы Пелагия I (556-561), к-рый определил это время для совершения ординации - PL. 69. Col. 416); ранние лат. Лекционарии выделяют 3 последние седмицы перед Пасхой чтением Евангелия от Иоанна.
Вопрос о различиях в счете дней В. п. поднимался уже в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана Римлянина, к-рый указывал на особенности «западной» практики поста, составляющего 6 седмиц (включая Страстную), и «восточной» из 7 седмиц (Ioan. Cassian. Collat. 21. 24, 27). В лат. монашеских «Правилах Учителя» (45. 8-11), датируемых 1-й четв. VI в., присутствует особый постный период года, называемый «сотницей Пасхи» (centesima paschae). Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго.
Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней).
В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота).
В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг. С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим. Лекционария (A. Шавасс), а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В связи с этим с XI в. на Западе распространился обряд, первоначально связанный с принятием кающихся, посыпать в среду перед Quadragesima (т. е. в 1-й день В. п.) голову освященным пеплом. С XVI в. наименование «Пепельная среда» (Feria IV Cinerum) было официально закреплено за средой, с к-рой начинается В. п. Классическая система В. п. зафиксирована уже в Ordo Romanus XXII (кон. VIII в.). На время В. п. отменялись аллилуиарий и Gloria на мессе; обычным цветом облачений был фиолетовый. Особо выделялись 2 седмицы - предпоследняя (Страстей, лат. Passionis) и последняя (Святая, к-рая соответствует Страстной седмице на Востоке) перед Пасхой.
На протяжении В. п. в средневековье запрещалось вкушение скоромного; в будние дни ели только один раз, в послеполуденное время. Во 2-й пол. XX в. В. п. в католич. Церкви был официально превращен из поста просто в особый период года, имеющий всего лишь нек-рые богослужебные особенности, т. к. папа Павел VI Апостольской конституцией Paenitemini (17 февр. 1966) отменил каноническую обязанность соблюдения поста в период В. п., предписав в качестве обязательного для всех лишь пост Великой пятницы.
После реформ, инициированных Ватиканским II Собором, существенно изменилась структура В. п.: цикл чтений зависит от того, какой именно из 3 годовых циклов (A, B, C) случается. Во всех 3 циклах в 1-е и 2-е воскресенья В. п. вспоминается искушение Христа в пустыне и Его Преображение. Темы следующих воскресений поста меняются в зависимости от циклов. Цикл A условно называется крещальным и связан с восстановлением практики Крещения (или (для крещеных) - обновления крещальных обетов) на Пасху. Цикл B считается более христоцентричным и подготавливает верующих к приближению и восприятию Страстей Христовых. Цикл C - покаянный; евангельские чтения циклов А и B выбираются преимущественно из Евангелия от Иоанна, цикла C - из Евангелия от Луки (см. ст. Quadragesima).
Источник: Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 454-463.
К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта . Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.