Градуал - Православная энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"

Градуал

Градуал [лат. graduale от лат. gradus - ступень].

I. Песнопение в составе рим. чина мессы, к-рое следует за 1-м чтением из Свящ. Писания (из Апостола) и изменяется по дням литургического года (т. н. proprium missae). Название связано с первоначальным местом исполнения песнопения, к-рое происходило со ступеней амвона (см.: Ordo Romanus V 30; с того же места читался Апостол, тогда как Евангелие - с самой вершины амвона (в отличие от Рима в Галлии все чтения звучали с вершины амвона); с XII в., когда амвоны исчезли из большинства храмов, Г. стали петь со ступеней, ведущих к алтарю (Beleth. Ration. div. offic. 2; Durand. Rationale. 4. 19)).

Текст Г. заимствуется обычно из Псалтири и часто обозначается в рукописях как responsum, responsorium (ответ) и является респонсорием по литургической функции - ответом на прозвучавшее чтение и по форме исполнения - хор отвечает пением рефрена на исполняемый солистом стих (стихи). Практика подобного пения псалмов, вероятно, существовала еще в ветхозаветном храме (Пс 119-134 в Вульгате имеют надписание Сanticum graduum - песнь ступеней). Образцом для возникновения христ. традиции респонсорного пения мог служить Пс 135 с рефреном «Ибо вовек милость Его» (подробнее см. ст. Псалмодия).

Термин «Г.» встречается в рукописях с кон. VIII в.: сначала в сочетании responsorium graduale, затем отдельно. В Ordo Romanus I 10 для Г. используется термин responsum. Исидор Севильский (Isid. Hisp. De eccl. offic. 1. 8) и Амалар Симфозий Мецский называют его responsorium (Amalar. Lib. offic. 3. 11. 1; 3. 12. 1), Рабан Мавр, следуя галликанской традиции,- gradale (Raban. Maur. Sacr. ord. 19). Позже наименование «респонсорий» закрепилось за песнопениями оффиция, а Г.- за песнопениями мессы. Аналогичные Г. песнопения в амвросианском обряде называются psalmellus, в испано-мосарабском обряде - psallendum.

Хотя о респонсорном пении псалмов сообщает уже Тертуллиан (Tertull. De anima. 9; De orat. 27), первые свидетельства о Г. на Западе относятся ко 2-й пол. IV - нач. V в. (Aug. Serm. 138. 1; 170. 1; 176. 1; In Ps. 25. 5; 29. 1; 40. 1; 119. 1). Пение Г. после чтения Апостола было особенностью североафрикан. и рим. традиций (ср. замечание more romano - «по рим. обычаю» в German. Ep. 1. 9). В др. христ. традициях песнопение, подобное Г., исполняется до чтения Апостола (в частности, в визант. традиции ему соответствует прокимен). В отличие от др. песнопений мессы Г. никогда не сопровождал священнодействий, по свидетельству древних и средневек. авторов, епископ должен был внимательно слушать это песнопение.

В григорианской традиции Г. первоначально входили в состав Антифонария мессы (более позднее название - Г., разновидность - Кантаторий). Для удобства священников Г. помещались также в Сакраментариях (напр., Paris. BNF. lat. 2291. Fol. 9-15, 875-876 гг.; Ibid. 12050, Fol. 3-16v, после 853 г.), реже - в Лекционариях (St. Omer. Bibl. Municip. 252, X-XI вв.). Позже они были включены в состав Миссала и одноименной с ними певч. кн. Graduale (или Liber gradualis) (см. далее).

Оригинальный репертуар Г. рим. мессы, составление к-рого средневек. традиция приписывала свт. Григорию Великому (Ɨ 604), точно неизвестен. Все сохранившиеся рукописи несут следы реформ, проводившихся во франк. землях во 2-й пол. VIII - нач. IX в. Установлено лишь, что набор песнопений мессы развивался синхронно с Сакраментарием и Лекционарием.

Псалмы до сер. V в. исполнялись респонсорно полностью и при участии всей общины (Leo Magn. Serm. 3. 1). По свидетельству блж. Августина, стихи псалма возглашались чтецом (Aug. In Ps. 138. 1). К времени понтификата свт. Григория Великого Г. стали сокращаться до 1 стиха и исполняться певцом и хором (schola cantorum). Римский Собор 595 г. по настоянию свт. Григория запретил возглашать стихи Г. диаконам (Gregorii I, papae Decreta // PL. 77. Col. 1335). До IX в. солистом выступал один из субдиаконов (см., напр.: Ordo Romanus I), позже - кантор (солист).

В рукописных и печатных книгах Г. обычно состоит из 2 стихов одного и того же псалма: 1-й называется responsum, 2-й - versus. В книгах, изданных после Тридентского Собора, 4 Г. состоят из стихов 2 разных псалмов (на память св. Стефана; в воскресенье De Passione и в следующие за ним четверг и субботу). В 14 случаях стихи Г. заимствуются не из Псалтири (напр., на праздник Непорочного зачатия - Иф 12. 23; 15. 10; в день Св. Троицы - Дан 3. 55-56; в Великий четверг - Флп 2. 8-9; на вигилию Рождества Христова - Исх 16. 6-7; Ис 35. 4 и проч.), включая нек-рые БЮогородичные праздники, когда поются Г. церковного сочинения (напр., на Визитацию (Посещение) прав. Елисаветы (2 июля)).

Во 2-й пол. IX в. Г. исполнялся следующим образом: кантор пел responsum, а весь хор отвечал, повторяя его, затем кантор пел стих Г. (Ordo Romanus V 30). Вероятно, еще в XII-XIII вв. респонсорий повторялся хором и после стиха (Robert. Paulul. De caerem. 2. 18; 3. 17; Sicard. Mitrale. 3. 3). Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) писал, что хор первым поет респонсорий, к-рый затем повторяется кем-то одним из хора, а потом один певец поет стих, к-рый повторяется хором (Honor. August. Gemma anim. 1. 96). В кон. XIII в. на стих уже не отвечали (Durand. Rationale. 4. 19. 9). Поскольку певч. книги обычно не содержали рубрик, указывающих образ исполнения песнопений, в Новое время пение Г. было упрощено и стало терять респонсорный характер. Согласно Graduale Romanum 1886 и 1908 гг., респонсорий начинают петь 1 или 2 певца, исполняя первые слова до знака *, а народ или хор допевает, потом 2 певца поют стих до астериска, а хор допевает или повторяет весь респонсорий (De Ritibus servandis in Cantu Missae. 4). Согласно новому изданию 1974 г., респонсорий поют хор или певцы, стих - певцы, а повторяют респонсорий снова или хор, или певцы (в строгом смысле респонсорное исполнение полагается только, «когда есть возможность»).

В период Великого поста пение Г. имеет нек-рые особенности. В среду поста 4 времен года периода Четыредесятницы и в Великую среду Г. следует за 1-м пророческим чтением, тракт, замещающий пение «Аллилуия»,- за 2-м (из Апостола). В субботу поста 4 времен года, когда бывает неск. пророческих чтений, Г. поется после каждого из первых 4 чтений, а тракт - после Апостола. В среды поста 4 времен года в период Адвента, в сент. и после 4-го воскресенья Великого поста указывается пение 2 Г. В Великий четверг поется только Г. без тракта. В Великую пятницу и Великую субботу, а также в период Пятидесятницы Г. не поется. На Пасху поется Г. «Haec dies» (Сей день) со стихами из Пс 117 (Confitemini) (согласно посттридентским книгам, его стихи поются не в один день, а в течение всей Светлой седмицы).

Мелодика Г. и их стихов (как и всех респонсориев) имеет широко распевный, мелизматический стиль. Обогащение мелодики Г. обусловило постепенный отказ от большого количества стихов и сохранение лишь одного из них. Развитие мелодики Г. стало причиной того, что хоровой рефрен по окончании стиха повторяется не всегда, а лишь по необходимости, если того требует содержание текста: напр., Г. на день св. Иоанна Крестителя (24 июня) «Priusquam te formarem in utero, novi te, et antequam exires de ventre, sanctificavi te» (Прежде чем образовать тебя во чреве, Я узнал тебя, и до того как ты вышел из чрева, Я освятил тебя) со стихом «Misit Dominus manum suam, et tetigit os meum, et dixit mihi» (Простер Господь длань Свою, и коснулся уст моих, и сказал). С отказом от повторения Г. после стиха связано и изменение исполнительского состава: Г. интонирует кантор, а хор продолжает его и затем исполняет стих.

С т. зр. модальности Г. обладают исключительно большим звуковым диапазоном и относятся к т. н. расширенным модусам: в Г., как правило, задействованы не только основные, но и вспомогательные предоминанты (т. е. модально сильные, или структурные, ступени - см. в ст. Modus). Нередко стихи завершаются этими ступенями, а не финалисом, что также подтверждает необходимость повторения Г. после стиха. Обширное звуковое поле Г. дает большие возможности для передачи различного словесного текста. Однако мелодии Г. не являются оригинальными и представляют собой переработку неск. мелодий-типов; это касается и стихов Г., отличающихся высокохудожественным оформлением. Ориентация Г. на типовые мелодические модели свидетельствует о древности жанра.

Др. указанием на древнее происхождение Г. является запись почти всех Г. 2-го (protus plagalis) модуса (гласа) с финалисом «ля» (эта характерная для рукописей особенность сохранилась и в печатных источниках).

Примерно половина всех Г. распета в 5-м (tritus authenticus) модусе, что возможно, связано с его активной квинтовой восходящей начальной интонацией, соответствующей торжественному характеру этого песнопения.

В XIII в. монодические Г. и их стихи подвергались обработке в технике органума.

II. Литургическая книга рим. обряда, содержащая преимущественно изменяемые песнопения мессы. Наименование книги происходит от ее основного жанра - graduale (см. выше).

На протяжении средних веков термин «Г.» использовался для обозначения Антифонария мессы (Antiphonale missarum) (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 361, XII в.; Paris. BNF. lat. 903, 1000-1100 гг.), тогда как собственно Антифонарием называлась книга, содержащая песнопения оффиция. В григорианской традиции певч. тексты мессы изначально содержались в неск. книгах: в частности, респонсории (gradualia), «Аллилуия» со стихами и тракты (иногда стихи оффертория) входили в состав Кантатория, к-рый во франк. землях назывался Gradale, респонсории помещались в Респонсориале, а входные и причастные антифоны (introitus и communio) - в Антифонарии (Amalar. Lib. offic. Prolog. 17). Древнейший образец Кантатория - рукопись из Сев. Италии Monza. Tesoro della basilica S. Giovanni. 109, ок. 800 г. (изд.: Hesbert. 1935). Во времена Амалара Мецского (Ɨ ок. 850) книги такого типа имели скорее вспомогательную функцию (солист, как и весь хор, пел по памяти). С X в. появляются полностью нотированные Г.

Г. включает неск. разделов - Proprium de tempore (от 1-го воскресенья Адвента до 23-го воскресенья после Пятидесятницы), Proprium sanctorum (начиная с вигилии ап. Андрея (29 нояб.)), Commune sanctorum, песнопения вотивных месс, месс на памяти местночтимых святых, заупокойных месс, общие тоны (toni communes) и др. Состав Г. мог расширяться за счет включения в него секвенций, тропов, прозул, процессиональных гимнов и антифонов (ранние примеры - Bamberg. Staatl. Bibl. Lit. 6, 1000 г.; Benevent. Arch. Cap. 38, 1000-1100 гг.; тропы и бо́льшая часть секвенций были исключены из Г. после реформ Тридентского Собора) и отдельных песнопений ординария мессы (Asperges, Gloria, Sanctus, Credo, Agnus Dei, Ite, missae est) (иногда неизменяемые песнопения помещались в особых книгах - Kyriale, Ordinarium missae, Ordo cantus missae). Подобно Антифонариям, Г. могут состоять из неск. (чаще 2 или 4) томов.

Среди рукописных Г., ныне хранящихся в Москве, 2 наиболее древних, записанных на пергамене входят в собрание РГБ: Ф. 183. № 1992 - Г.-темпорал от Пасхи до Адвента и кириал, созданный до 1320 г. в Италии или Франции и предназначенный для муж., возможно францисканского, мон-ря; Ф. 183. № 1990 - итал. Г. de tempore, составленный после 1334 г. для муж. мон-ря. К поздним источникам, интересным с т. зр. состава, относится бумажный Г. XVII в., выполненный во Фрайбурге-им-Брайсгау для коллегии регулярных каноников св. Августина,- Ф. 270. I б. № 4, представляющий собой собрание интроитов темпорала и санкторала на весь год, секвенциарий, запись заупокойной мессы (ординарий и проприй), кириал и в качестве позднейшего добавления 2 многоголосные мессы.

Наиболее известное печатное издание Г.- Editio Maedicea - вышло в Риме в 1614-1615 гг. С изменениями и дополнениями официально утвержденный Г. переиздавался после реформ папы Пия X (1908) и Ватиканского II Собора (1974).

Лит.: Stäblein B. Graduale (Gesang) // MGG. Bd. 5. S. 632-659; Feininger L. C. J. Repertorium Cantus Plani. Vol. 2: Gradualia. Trento, 1971; Bescond A.-J. Le chant grégorien. P., 1972, 2000; Hesbert R. J. Le graduel: Chant responsorial // Ephemerides Liturgicae. 1981. Vol. 95. P. 316-350; Agustoni L. Gregorianischer Choral // Musik im Gottesdienst / Hrsg. v. H. Musch. Regensburg, 19934. Bd. 1. S. 199-335; Hiley D. Western Plainchant: A Handbuch. Oxf., 1993; Bernard Ph. Les chants propres de la Messe dans les répertoires Grégorien et Romain anciens: Essai d'édition pratique des variantes textuelles // Ephemerides liturgicae. 1996. Vol. 110. P. 210-251; idem. Les variantes textuelles des chants du propre de la Messe dans les répertoires «Grégorien» et «Romain ancien»: Index des pièces // Ibid. P. 445-450; Андреев А. Грегорианский хорал. М., 2004.

Ист.: Hesbert R.-J., ed. Antiphonale Missarum Sextuplex d'après le graduel de Monza et les antiphonaires de Rheinau, du Mont-Blandin, de Compiègne, de Corbie et de Senlis. Brux., 1935. R., 19672; Le Graduel Romain: Ed. crit. par les moines de Solesmes. Solesmes, 1957, 1960, 1962. Vol. 2, 4/1-2; Graduale Triplex, seu Graduale Romanum Pauli PP. VI cura recognitum & rhythmicis signis a Solesmensibus monachis ornatum, neumis Laudunensibus (cod. 239) et Sangallensibus (Cod. Sangallensis 359 et Einsidlensis 121) nunc auctum. Solesmes, 1979; Graduale de Tempore: Iuxta ritum sacrosanct. Roman. ecclesiae: Ed. Princeps (1614) / Ed. G. Baroffio, M. Sodi. Vat., 2001; Graduale de Sanctis: Iuxta ritum sacrosanct. Roman. ecclesiae: Ed. Princeps (1614-1615) / Ed. G. Baroffio et al. Vat., 2001; Москва Ю. В. Латинские певч. литург. рукописи в РГБ // Рус. архивы за рубежом. Зарубежные архивы в России: Мат-лы междунар. конф. М., 2004. С. 169-188. (Науч. тр. МГК; Сб. 50).

Лит.: Gastoué A. Musique et liturgie: Le Graduel et l'Antiphonaire romains: Histoire et déscription. Lyon, 1913; Delalande D. Le Graduel des Prêcheurs: Rech. sur les sources et la valeur de son texte musical. P., 1949; Huglo M. Les livres de chant liturgique. Turnhout, 1988; Milanese G. Concordantia et instrumenta lexicographica ad Graduale Romanum pertinentia. Savona; Genova, 1996.


А. А. Ткаченко, Ю. В. Москва

Источник: Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 260-263.

  • К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
  • Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта [ritus] Toletanus.ru. Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024