К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Год церковный
Год церковный система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек-рое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в др. религиях, Г. ц. тесно связан с христ. пониманием времени.
Термин «Г. ц.»
(или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени (Kranemann. 1991). С XIX в. в научной лит-ре начинает использоваться термин «литургический год». При этом до 2-й пол. XX в. изучение Г. ц. чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых; ср.: Дебольский. 1846; Kellner. 1901; Pascher. 1963), тогда как внутренние связи и происхождение периодов Г. ц. стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем (Strobel. 1977; Talley. 1986).
Основные элементы Г. ц.
Формирование структуры христ. года заняло неск. столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе Г. ц. и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (к-рый с VI в. почти повсеместно был привязан к 19-летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг, к-рый составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре.
В каждой литургической традиции принято деление Г. ц. на неск. периодов, разных по продолжительности (напр., 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и нек-рых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (т. н. предпразднства, навечерия, вигилии и т. п.) и завершающие (попразднства, отдания праздников, октавы) основной день праздника. В средние века во мн. традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости.
Баланс между подвижным и неподвижным компонентами Г. ц. в каждой литургической традиции достигается по-разному, что проявляется в особенностях распределения гимнографического, евхологического и лекционарного материала на весь год по литургическим книгам. Если зап. традиции свойственно включение подвижного круга в структуру неподвижного в качестве его особого периода, то для вост. христиан-нехалкидонитов, напротив, характерно господство подвижного круга, что выражается в изменении дат начала и окончания отдельных периодов Г. ц., основных праздников и памятей святых. В правосл. Церкви, следующей послеиконоборческой визант. традиции, подвижный и неподвижный круги строго разграничены; гимнографические тексты обоих кругов помещены в разные книги (Триодь и Минею соответственно); уставы праздников подвижного и неподвижного кругов описываются в различных частях Типикона; существуют сложные правила их соединения при совпадении праздников 2 кругов (см. статьи Благовещенские главы, Марковы главы).
С Г. ц. тесно связаны лекционарная система, устанавливающая порядок чтения Свящ. Писания (а также учительных книг) в течение года в рядовые, воскресные, праздничные дни (см. также ст. Лекционарий), и календарь, указывающий на каждый день года не только основное празднуемое событие или память святого, но и памятные даты, не имеющие литургического выражения (см. также Мартиролог, Месяцеслов).
Истоки Г. ц.
Поскольку христианство явилось продолжением и исполнением ветхозаветной религии, Г. ц. возник как продолжение иудейского богослужебного года. Сам Господь Иисус Христос, исполняя ветхозаветный закон (Мф 5. 17-18), принимал участие в основных ежегодных евр. праздниках (ср.: Лк 2. 41-42), самыми важными из к-рых в ту эпоху были Пасха (с 7-дневным праздником опресноков), Пятидесятница (иначе праздник Седмин) и Кущи (Исх 23. 14-17; Втор 16. 1-17; Лев 23; Числ 28-29; Иез 45. 18-25). Значимость этих праздников, к-рые были воспоминанием исторических событий из жизни израильского народа (исхода из Египта, пребывания в пустыне, Синайского законодательства, вхождения в землю обетованную), подчеркивалась обязательным паломничеством в Иерусалим.
Определение дат иудейских праздников в межзаветный период вызывало сложность, поскольку разные религ. течения в иудаизме делали это по-своему. В иудейских источниках межзаветного времени засвидетельствовано употребление по крайней мере 2 различных систем исчисления праздников: помимо лунно-солнечного 354-дневного календаря, к-рый был заимствован из Вавилонии и к-рым пользовались первосвященники иерусалимского храма до его разрушения в 70 г. (этот календарь сохр. раввинистическая традиция), из 1-й кн. Еноха, книги Юбилеев и свитков Мёртвого м. известен 364-дневный календарь, построенный на умозрительных вычислениях, основанных на Свящ. Писании, где даты всех праздников всегда приходятся на один и тот же день недели и где год в целом организован как последовательность периодов, по 7 недель каждый (Beckwith. 1996; Abegg. 2000).
Г. ц. в ранней Церкви (до 325)
Основные принципы Г. ц. начали складываться уже в первые 3 столетия по Р. Х., когда в разных регионах распространения христианства происходила адаптация ветхозаветного наследия к местным условиям церковной жизни. Отказ от участия в иудейских праздниках начался в среде христиан из язычников, что было санкционировано апостольским Иерусалимским Собором (Деян 15. 6-29). Ап. Павел, обращаясь к галатийским христианам, подвергает критике соблюдение иудейских праздников (Гал 4. 10), хотя в главных из них он сам участвовал (Деян 20. 6, 16; 1 Кор 16. 8). Празднование важнейших из иудейских праздников получило продолжение в Церкви потому, что с ними были связаны основные события христ. Свящ. истории - Крестная смерть и Воскресение Спасителя и Сошествие Св. Духа. Точные даты этих исторических событий по юлианскому календарю (к-рый христиане не могли игнорировать, поскольку по нему жила Римская империя) неизвестны, и с проблемой их вычисления Церковь столкнулась на раннем этапе существования.
Формирование Г. ц. началось со смещения главного праздничного дня в 7-дневном цикле, к-рым в ВЗ была суббота (вопрос об отношении в ранней Церкви к субботе остается дискуссионным), на следующий за ней день (в новозаветную эпоху он получил имя дня Господня или «восьмого дня», а впосл. стал чаще всего называться воскресеньем). Еженедельное празднование сразу стало важнейшим отличием христ. системы праздников от языческой - об этом свидетельствует, напр., Тертуллиан (нач. III в.) (Tertull. De idololatr. 14). В воскресный день вспоминалось прежде всего Воскресение Христа, а также Его Вознесение; этот день воспринимался как начало творения (ср.: Быт 1. 5), а также как начало вечности, нового мира (Barnaba. Ep. 15). Вместе с тем в III в. высказывались мнения, что для христиан каждый день должен быть Господним (т. е. посвященным Богу) и праздничным (Orig. In Is. 5. 2; In Gen. hom. 10. 3). Помимо воскресенья в новозаветную (или близкую к ней) эпоху среди дней недели особо выделялись среда и пятница - пост этих дней отмечается уже в «Дидахе».
Еще одним важнейшим компонентом Г. ц., унаследованным из ветхо- и межзаветной эпох, стало соблюдение 7-недельных периодов. На Западе известно только о периоде Пятидесятницы - 50 дней после Пасхи (Tertull. De orat. 23; De idolatr. 14), на Востоке выделяли больше периодов, и они, вероятно, определяли структуру Г. ц. Такая структура Г. ц., когда он разделяется на неск. основных периодов, по 7 или 8 недель каждый, и неск. вспомогательных, сохранилась в восточно-сир. традиции, следы подобной системы встречаются в памятниках иерусалимского богослужения IV-X вв. (Ray. 2000), а также в западно-сир., арм. и эфиоп. источниках. По всей вероятности, главным христ. центром, ориентировавшимся на подобную структуру Г. ц., была Антиохия, однако всеобщее употребление рим. юлианского календаря постепенно вытеснило эту структуру, сохранилась она лишь в восточно-сирийском обряде, использовавшемся христианами Персии, вне пределов Римской империи.
Пасха как центр Г. ц.
Наряду с 7-дневным циклом Церковь восприняла из ветхозаветной традиции обычай праздновать Пасху, наполнив его новым содержанием. Хотя первые упоминания христ. Пасхи относятся к нач. II в. (Diogn. 12. 9), до Вселенского I Собора (325) в разных центрах христианства этот праздник отмечался в разные дни и имел свои богословские акценты.
В отношении выбора даты главная трудность заключалась в том, что празднование Пасхи было привязано к лунному календарю, не коррелировавшему с солнечным юлианским годом. Простым решением проблемы определения даты Пасхи было решение продолжать праздновать ее вместе с иудеями в ночь с 14-го на 15-е нисана. Этой традиции дольше всех следовали малоазийские христиане (Euseb. Hist. eccl. V 23. 1), отход от подобной практики начался во II в. сначала в Риме, затем в Александрии и был связан с окончательным разрывом с иудейской традицией. Ключевым изменением стала привязка даты празднования Пасхи к воскресному дню, следующему за 1-м весенним полнолунием (к времени Тертуллиана и Ипполита Римского на Западе такое определение дня празднования Пасхи уже было нормой); в результате пасхальных споров II-III вв. эта практика была принята повсеместно (а тех, кто ее не приняли, стали называть четыренадесятниками). В III в. в Александрии было введено еще одно обязательное условие - при исчислении Пасхи учитывать дату весеннего равноденствия по юлианскому календарю; с учетом этой поправки зап. способ определения даты Пасхи был утвержден всей Церковью на I Вселенском Соборе (те, кто не приняли александрийскую поправку, стали называться протопасхитами) (подробнее см. ст. Пасхалия).
Выбор даты празднования Пасхи во многом определял и ее богословское содержание. Видимо, изначально это было следование примеру Господа Иисуса Христа и апостолов (следы такого понимания: Hipp. Syntagma // PG. 10. Col. 868). Очень скоро исполнение ветхозаветной заповеди оказалось соединено с воспоминанием о Страстях Христовых (1 Кор 5. 7; Ep. apost. 15; Melito Pasch. 46. 326), поскольку Распятие Господа и Его Крестная смерть произошли в тот день, когда, по Евангелию от Иоанна, совершалось принесение в жертву агнца пасхального (согласно синоптикам - на следующий день). На Востоке, где следовали практике однодневного торжества по лунному календарю, акцент делался на совершившемся Искуплении (Melito Pasch. 1. 6; 103. 792, 796), Пасха понималась как новый исход, переход от Смерти к Воскресению. На Западе же, где празднование Пасхи очень скоро было привязано к воскресному дню, ее стали понимать как праздник Воскресения. Принятие всей Церковью единой пасхалии в ходе пасхальных споров II-III вв. и окончательного разрешения разногласий относительно даты празднования Пасхи на I Вселенском Соборе привело к повсеместному установлению 3-дневного празднования в честь Распятия и Воскресения Господа с воспоминанием Страстей в пятницу и Воскресения в воскресенье.
В зависимости от того или иного понимания содержания пасхального торжества во II-III вв. Пасха могла считаться или днем строгого поста, или, наоборот, днем радости, к-рому мог предшествовать пост (Tertull. De orat. 18; De ieiun. 2. 2; Euseb. Hist. eccl. V 24. 12-13). С III в. пост начинает отделяться от праздника Пасхи и превращается в подготовительный предпасхальный период. В 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского (Ɨ 265) предпасхальный пост составляет 6 дней (Dion. Alex. Ep. ad Basilid. 1; ср.: Euseb. Hist. eccl. V 24. 12-13; Didasc. Apost. 5. 18-19). В нек-рых памятниках III в. упоминается 40-дневный пост, но без привязки к определенному периоду года (Orig. In Lev. 10. 2; 20-е прав. араб. «Канонов Ипполита», IV в.; 1-е прав. сщмч. Петра, еп. Александрийского, 305 или 306 г.). В IV в. предпасхальный пост получил наименование Великого поста и был принят во всех Церквах, хотя его продолжительность окончательно определилась только к V-VI вв.
Важным для становления предпасхального поста и Г. ц. в целом стал обычай, в III в. известный только по памятникам рим. и североафрикан. традиций, а в последующее время и в др. традициях (напр., иерусалимской и к-польской), совершать на Пасху (в пасхальную ночь (на Западе) или вечером в Великую субботу (на Востоке)) таинство Крещения новообращенных (Tertull. De bapt. 19. 1; Hipp. In Dan. 1. 16), что впосл. привело к соединению предкрещальной подготовки с Великим постом. К IV в. в качестве особого праздника утвердилось празднование Пятидесятницы, посвященной воспоминанию Сошествия Св. Духа и являющейся последним днем периода Пятидесятницы, так же как и Великий пост, привязанного к Пасхе.
Неподвижные праздники
В III в. в Г. ц. наряду с Пасхой появляется еще одна важнейшая веха - праздник Рождества Христова (на Западе) или Богоявления (на Востоке). Как и в случае Крестной смерти, точные даты Благовещения, Рождества Христова и Крещения Господа неизвестны. Хотя в предании нек-рых христ. общин сохранялись конкретные числа Благовещения или Рождества (Clem. Alex. Strom. 1. 145-146; Epiph. Adv. haer. 51. 29. 2; Aug. De Trinit. 4. 5; De divers. quaest. 56), общепринято связывать Рождество Спасителя с днем зимнего солнцеворота, тем более что в это же время совершались языческие торжества в честь Солнца (Epiph. Adv. haer. 51. 22. 8-11; Plin. Sen. Natur. hist. 2. 106; 31. 13; в Риме имп. Аврелиан в 275 установил праздник в честь Непобедимого солнца (Natale Solis Invicti)), а Христос в соответствии с пророчеством Мал 4. 2 именовался «Солнцем правды» (Odae Solomon. 15). Конкретные числа зимнего солнцеворота различались: на Востоке было принято 6 янв. (Epiph. Adv. haer. 51. 22. 4; 24. 1; 27. 5), в Риме - 25 дек. (в наст. время - 21 дек.). Именно эти даты были встроены в структуру Г. ц. как праздники Богоявления и Рождества Христова; в IV в. и на Востоке (за нек-рыми исключениями), и на Западе было принято празднование обоих праздников; со временем вокруг них сложились свои системы постов, предпразднственных и попразднственных дней и связанных с ними празднований (напр., праздник Сретения Господня).
Др. важным элементом Г. ц. в доникейский период стало празднование памяти мучеников и епископов. Заповедь о совершении таких памятей содержится и в НЗ (Евр 13. 7). Самый ранний пример - почитание сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (Mart. Polyc. 18). Памяти большого числа мучеников регулярно отмечались после гонений Деция (249-251), Валериана (257-260) и Диоклетиана (303-304). Однако до IV в. эти празднования не были общецерковными и носили местный характер, поскольку были связаны с почитанием св. мощей, места захоронения или мученичества того или иного святого.
Развитие Г. ц. в посленикейский период
Заложенные в раннехрист. эпоху принципы устройства Г. ц. развивались в различных литургических традициях христ. мира, что скоро привело к созданию сложных циклов праздников, календарных и лекционарных систем и на Востоке, и на Западе. И если в доиконоборческую эпоху эти системы сосуществовали внутри одной Вселенской Церкви, то в послеиконоборческую в правосл. мире был принят к-польский Г. ц., описанный в Типиконе Великой церкви и визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах, тогда как др. вост. системы Г. ц. сохранились в употреблении только в национальных монофизитских и несторианской Церквах; после 1054 г. следование зап. системам Г. ц. стало одной из особенностей католич. богослужения (на этих же системах основывается и Г. ц. у протестантов).
В 1582 г. в католич. Церкви была проведена григорианская реформа календаря (переход на новый стиль), к-рая скорректировала юлианский год по отношению к астрономическому году. Это привело к расхождению с Вост. Церквами в датах как неподвижного (даты праздников по юлианскому календарю отстают от тех же дат по григорианскому, причем это отставание накапливается: если в XVII в. оно составляло 10 дней, то в XX-XXI вв. оно составляет 13 дней, в XXII в. будет 14 дней), так и подвижного круга. В XX в. ряд Поместных Православных Церквей перешел на т. н. новоюлианский год, являющийся попыткой компромисса между юлианским (старый стиль) и григорианским календарями - в новоюлианском году даты праздников неподвижного круга соответствуют григорианскому, однако даты подвижного круга исчисляются на основе юлианского. В наст. время из Поместных Православных Церквей юлианскому календарю следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви, а также мон-ри Св. Горы Афон (под предлогом невозможности «празднования с инославными» на канонических территориях перешедших на новоюлианский стиль Церквей образовалось неск. раскольнических групп «старостильников»); Финская автономная Православная Церковь следует григорианскому календарю; остальные Поместные Православные Церкви - новоюлианскому.
[Пропущено]Латинский Запад
Классическая схема Г. ц. в римском обряде - деление его на 3 большие части: богослужение времени (или периодов) (Temporale), к-рое включает круг Рождественских праздников (периоды Адвента и Рождества Христова) и круг пасхальных праздников (предпасхальный пост, Свящ. триденствие (Великие четверг, пятница и суббота), праздник Пасхи и пасхальное время (Пятидесятница)); рядовые недели в течение года (per annum) (33-34 воскресенья вне 2 кругов); памяти святых (Sanctorale) (Кунцлер. 2001).
Литургическим началом Г. ц. является 1-е воскресенье Адвента (в древности 1 марта или 25 дек.). В средние века было принято вести счет недель от великих праздников - Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, а также считать воскресенья Адвента и Великого поста (в ряде ранних памятников точками отсчета выступают также октава апостолов Петра и Павла, память св. Лаврентия (10 авг.) и арх. Михаила (29 сент.), Пурификация (Очищение; аналог визант. праздника Сретения) и Успение Девы Марии).
Важным нововведением Ватиканского II Собора, по инициативе к-рого Г. ц. был значительно изменен, явилось установление 3-летнего цикла библейских чтений. Если раньше все 4 Евангелия прочитывались за год, то теперь в течение одного из 3 годовых циклов (A, B, C) читается только одно из 3 синоптических Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки). Евангелие от Иоанна читается каждый год в определенные периоды. В зависимости от цикла меняется содержание отдельных периодов Г. ц.
Центрами рим. Г. ц. являются праздники Рождества Христова (25 дек.) и Пасхи. Хотя в документах II Ватиканского Собора сделан акцент на праздновании Пасхи, в комментариях к ним обычно подчеркивается, что оба праздника посвящены одному и тому же - прославлению Господа и воспоминанию совершенного Им Искупления (Adam. 1981).
Рождественский цикл
3-недельный подготовительный период перед Богоявлением - Адвент (от лат. adventus - пришествие) был известен на Западе с кон. IV в. и сначала носил аскетический, а не литургический характер, будучи связан с приготовлением к таинству Крещения. В рим. обряде он закрепился в составе Г. ц. только к времени понтификата свт. Григория Великого (Ɨ 604). В отличие от др. зап. традиций рим. 4-недельный Адвент привязан к Рождеству, а не к Богоявлению и начинается в воскресенье, ближайшее к памяти св. ап. Андрея (30 нояб.).
Со 2-й пол. VI в. на 8-й день после Рождества Христова в Риме совершалось празднование в честь Пресв. Девы (Natale Sanctae Mariae) (1 янв.), к-рое после Тридентского Собора было заменено воспоминанием Обрезания Господня и октавой Рождества, однако вновь восстановлено после II Ватиканского Собора. Воскресенье внутри рождественской октавы с 1921 г. посвящается Св. Семейству.
В отличие от визант. традиции в праздник Богоявления (6 янв.) вспоминалось не Крещение Иисуса Христа, а поклонение волхвов. Крещению же и первому чуду в Кане была посвящена октава Богоявления (известна с VIII в., в наст. время отменена, поэтому Крещение празднуется в воскресенье после Богоявления).
С VIII в. известно 6 воскресений post Theophaniam (после Богоявления) (после Тридентского Собора их насчитывалось от 4 до 6; в случае ранней Пасхи пропущенные воскресенья после Богоявления обычно вставлялись между 23-м и 24-м после Пятидесятницы). В связи с отменой в наст. время периода post Theophaniam праздник Богоявления соединяется с Адвентом и Рождеством в единый цикл.
Пасхальный цикл
Понятие sacrum triduum (священное триденствие) известно с кон. IV в. (Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13; Aug. Ep. 55. 14, 24) и первоначально включало Великие пятницу, субботу и Пасху. На протяжении средних веков воскресный день обособился от триденствия, под к-рым стали понимать Великие четверг, пятницу и субботу. При этом по аналогии с триденствием Страстей появилось триденствие Воскресения (пасхальное воскресенье и Светлые понедельник и вторник).
Период Великого поста в Риме в IV-V вв. составлял 3 недели (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). Это видно и по распределению чтений в древнейших Лекционариях. Поскольку Г. ц. начинался в Риме 1 марта, ровно 3 недели предшествовали самой ранней дате Пасхи (22 марта). Впосл. название «средняя» (mediana) долгое время сохранялось за неделей, предшествующей Входу Господню в Иерусалим. К сер. V в. Великий пост увеличился до 6 недель, включая Страстную, и был назван Четыредесятницей (Quadragesima). В связи с особой системой подсчета постных дней этот период начинался в среду, к-рая с XVI в. стала называться Пепельной (Dies cinerum).
Содержание недель поста менялось на протяжении истории. Первоначально они были посвящены отдельным этапам оглашения, затем - воспоминанию историй ветхозаветных патриархов и пророков. Ряд недель Великого поста в средние века было принято называть по первым словам антифонов (напр., 4-е воскресенье - Laetare). Сейчас в 1-е и 2-е воскресенья Великого поста вспоминаются Искушение и Преображение Господне. Значение следующих недель зависит от одного из 3 годовых циклов чтений (оно может быть крещальным, христологическим или покаянным).
В VI-VIII вв. в рим. Г. ц. появляются приготовительные к Великому посту недели - Семидесятница (Septuagesima), Шестидесятница (Sexagesima) и Пятидесятница (Quinquagesima), а также октавы Пасхи и Пятидесятницы и 22-27 воскресений после Пятидесятницы (post Pentecosten) (после Тридентского Собора их всегда было 24). В наст. время эти элементы Г. ц. частично отменены (Maur. 1983-1994).
Посты 4 времен года
(Quattuor tempora) являются особенностью рим. традиции. По одной из версий, они установлены папой Сирицием (384-399) в связи со спорами о посте (теория Х. Ханини), по другой - возникли в III-IV вв. как замена языческих обычаев отмечать дни начала жатвы (июнь-авг.), сбора винограда (сент.), сева озимых (дек.) (теория Ж. Морена). В VI в. к 3 сезонам прибавилась еще весна, а в XI в. дни поста были закреплены за конкретными датами - 1-й неделей Великого поста, октавой Пятидесятницы, неделей после Крестовоздвижения (14 сент.), неделей после памяти св. Лукии (13 дек.).
Другие праздники
В отличие от Г. ц. Вост. Церквей рим. Г. ц. постоянно претерпевал изменения за счет введения большого числа новых праздников. Часть их заимствована из визант. традиции (напр., Преображение Господне, Успение, Рождество, Введение во храм, Благовещение, Сретение (или Очищение) Девы Марии), остальные являются оригинальными, внесенными в Г. ц., как правило, для подкрепления одного из догматов (напр., Тела Христова, Сердца Иисусова, Царя Христа, Непорочного зачатия, Розария, 7 скорбей Девы Марии; в отличие от визант. традиции праздник в честь Пресв. Троицы не совпадает с Пятидесятницей и отмечается в следующее за ней воскресенье).
Наиболее значительные изменения на протяжении веков претерпел Санкторал (праздники в честь святых). Если в календаре 354 г. фигурировало всего 22 памяти святых, то к 1950 г. их было уже 262, не считая местночтимых святых и Богородичных праздников, так что празднования в честь святых стали вытеснять службы рядовых воскресений. В 1969 г. число общецерковных памятей было резко сокращено (исключено более 100 святых). В наст. время рим. календарь содержит 4 торжества в честь святых (Иосифа Обручника, Рождества Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Всех святых; в России к ним прибавляется еще память ап. Андрея), 23 праздника, 63 обязательных и 95 необязательных памятей святых (последнее число колеблется за счет местночтимых святых). При этом мн. памяти древних святых получили более низкий статус или перестали быть общеобязательными.
Особенности Г. ц. в других западных обрядах
В амвросианском обряде структура Г. ц. в целом похожа на рим. (максимальное сближение произошло после II Ватиканского Собора), однако сохраняются нек-рые отличия. 1-е воскресенье Адвента, с к-рого начинается литургический год, приходится на праздник св. Мартина (11 нояб.), поэтому Адвент продолжается 6 недель. В 6-е воскресенье отмечается Благовещение. Богоявление совершается в воскресенье между 2 и 8 янв. С 1625 г. на следующий день после Богоявления праздновалось возвращение Св. Семейства из Египта. Сейчас праздник заменен празднованием в честь Св. Семейства в 4-е воскресенье после Богоявления. Великий пост начинается в воскресенье (Dominica in capite Quadragesimae). До отмены периодов после Богоявления и после Пятидесятницы было 15 воскресений, после Усекновения главы Иоанна Предтечи - 4 или 5, особо отмечалось 1-е воскресенье окт., 1 воскресенье перед Освящением соборной церкви и 3 воскресенья после. Сейчас сохранилось празднование Освящения в 3-е воскресенье окт.
В галликанском обряде наиболее важным отличием от рим. также был период Адвента, к-рый в Галлии начинался с памяти св. Мартина (11 нояб.) и был привязан к Богоявлению (6 янв.). Поскольку на период Адвента приходилось 40 постных дней, он считался зеркальным отражением Великого поста. Рождество Христово 25 дек. стало отмечаться в Галлии только с кон. V в. Праздник в честь Пресв. Богородицы 18 янв. известен с VI в., с VII в. он стал праздноваться как Успение Пресв. Богородицы. Великий пост начинался в воскресенье и продолжался 5 недель. Особенностью пасхального периода были 3-дневные покаянные службы (Rogationes) перед праздником Вознесения Господня, учрежденные Мамертом, еп. Вьеннским, во 2-й пол. V в.
В испано-мосарабском обряде Г. ц. в наст. время реформирован по рим. образцу. В древности его началом считалось 1 янв. (в литургических книгах служба этого дня называется In caput anni (На начало года)), теперь - 1-е воскресенье Адвента. Период Адвента совпадает с амвросианским и галликанским (в древности продолжался 5 или 6 недель, сейчас - 6). Благовещение празднуется 18 дек., поскольку Толедский X Собор (656) запретил любые праздники в период Великого поста. Великий пост начинается в воскресенье, к-рое называется Мясопустным (De carnes tollendas). Празднование Входа Господня в Иерусалим известно с VII в. В средние века неск. раз в течение года совершались особые 3-дневные покаянные службы (между Вознесением и Пятидесятницей, после Обрезания, перед памятями сщмч. Киприана (16 сент.) и св. Мартина (11 нояб.)).
[Пропущено]Лит.: Νικόδημος ῾Αϒιορείτης. ῾Εορτοδρόμιον. Θεσσαλονίκη, 1806, 19873. 3 t.; Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения правосл. кафолической вост. Церкви: [В 2 т.]. СПб., 18463, 190110. М., 1996р; Покровский А. Год библейский, год церковный // ПБЭ. Стб. 456-467; Сергий (Спасский). Месяцеслов; Kellner K. A. H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901; Скабалланович. Типикон; MacArthur A. A. The Evolution of the Christian Year. L., 1953; Pascher J. Das liturgische Jahr. Münch., 1963; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 2002; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 19693. Vol. 2: L'anno liturgico; Nocent A. The Liturgical Year. Collegeville, 1977. 4 vol.; Strobel A. Ursprung und Geschichte des Frühchristlichen Osterkalenders. B., 1977; Adam A. The Liturgical Year: Its History and Its Meaning after the Reform of the Liturgy. N. Y., 1981; Maur H., Auf der. Feiern im Rhythmus der Zeit. Regensburg, 1983-1994. 2 Bde; Talley Th. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986; Kranemann B. Zu Geschichte und Bedeutung des deutschen Begriffs «Kirchenjahr» // AfLW. 1991. Bd. 33. S. 35-42; Bieritz K. H. Das Kirchenjahr: Feste, Gedenk- und Feiertage in Geschichte und Gegenwart. Münch., 19946; Beckwith R. T. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Studies. Leiden, 1996; Passover and Easter / Ed. P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman. Notre Dame (IN), 1999. 2 vol.; Abegg M. G., Jr. Calendars, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove (Ill.), 2000. P. 180-183; Between Memory and Hope: Readings on the Liturgical Year / Ed. M. E. Johnson. Collegeville, 2000; Ray W. D. 15 August and the Development of the Jerusalem Calendar. Diss.: Notre Dame (Ind.), 2000; Кунцлер М. Литургия Церкви / Пер. с нем.: Е. Верещагин. М., 2001. Кн. 3; Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы // ЖМП. 2001. № 4. С. 70-78.А. А. Ткаченко
Источник: Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 672-683.
К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта . Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.