Гимнография - Православная энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"

Гимнография

Гимнография [греч. ὑμνοϒραφία - песнотворчество, от ὕμνος - гимн, песнь и ϒράφω - писать], в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны и имеют долгую историю.

Истоки христианской Г.

Ветхозаветная Г.

(в широком смысле слова) представлена прежде всего псалмами и библейскими песнями. Схожие поэтические произведения встречаются и в лит-ре, предшествовавшей формированию книг ВЗ - среди шумер. и ассир. клинописных текстов (Vanderburgh F. A. Sumerian Hymns. N. Y., 19664; Cumming C. G. The Assyrian and Hebrew Hymns of Praise. N. Y., 19664). По формальным признакам евр. псалмы значительно отличаются от произведений древнегреч. поэзии (подробнее см. ст. Поэзия библейская). Большинство ученых согласны в том, что мн. псалмы Псалтири имели литургическое употребление уже в ветхозаветном богослужении.

В Кумране

помимо канонических псалмов (с чтениями, отличающимися от масоретского текста, причем иногда значительно) найдены по крайней мере 15 апокрифических (11QPsa; 4QPsf; 4Q522; 1QPsb; 11QapocPs), часть к-рых впосл. помещалась в христ. переводах Библии (напр., Пс 151; Сир 51. 13-30). По модели библейских псалмов в кумран. общине было написано более 30 «Благодарственных гимнов» (1QH, или Hodayot).

Раннехристианская Г.

Для апостольского периода невозможно определить четкие критерии отличия гимнов от молитв, благословений, славословий и вероисповедных формул (ср.: Деян 16. 25). Исследователи также расходятся во мнениях, что именно имеется в виду в Еф 5. 19 под «псалмами, славословиями и духовными песнями» (греч. ψαλμοῖς καὶ ὕμνοις καὶ ᾡδαῖς πνευματικαῖς; ср.: Кол 3. 16). В то же время составление христианами гимнов и использование их в богослужении засвидетельствовано не только христ., но и внешними источниками. Так, в письме Плиния Младшего имп. Траяну, написанном в 107-115 гг., говорится, что христиане собираются вместе и до рассвета воспевают Христа как Бога (Plin. Jun. Ep. 10. 96).

Дискуссионным является вопрос о литургическом характере ряда поэтических фрагментов в составе НЗ. Длина этих фрагментов, к-рые выделяются из контекста по стилю, наличию признаков поэтического языка, вводных фраз (напр., «Верно слово» в 2 Тим 2. 11-13; «беспрекословно» в 1 Тим 3. 16), часто не превышает 1-2 строк. Наиболее известны встречающиеся в корпусе Павловых посланий христологические (Флп 2. 6-11; Кол 1. 15-20; Евр 1. 3) и крещальные (Тит 3. 4-7; Еф 5. 14) поэтические фрагменты, к-рые, может быть, являются примерами древнейших христ. гимнов. Неизвестно, написаны ли они самим апостолом или заимствованы из Свящ. Предания. Спорным является вопрос и о гимнографическом характере Ин 1. 1-18.

В XX в. были популярны теории о литургическом характере всего 1-го Послания ап. Петра, в к-ром видели крещальную или пасхальную службу. В наст. время эти теории отвергнуты, но ряд вероисповедных формул, содержащихся в послании, рассматриваются как весьма близкие к Г. (напр., 1 Петр 3. 18-22).

Нек-рые гимны в составе НЗ являются прямыми цитатами из ВЗ (напр., 1 Петр 2. 6-8) или построены на ветхозаветных аллюзиях (напр., Еф 5. 14; ср.: Ис 26. 19; 60. 1, 2). Особую категорию составляют гимны из Евангелия от Луки - песни Пресв. Богородицы (см. ст. «Величит душа Моя Господа»), прор. Захарии и старца Симеона (см. ст. «Ныне отпущаеши») и ангельское славословие «Слава в вышних Богу» (см. ст. Великое славословие). Хотя со временем эти гимны стали важными элементами церковного богослужения (см. ст. Библейские песни), нельзя точно сказать, когда именно началось их литургическое использование (ряд исследователей указывают на лит. характер гимнов).

В раннехрист. текстах также содержится множество свидетельств о введении в богослужение Псалтири (напр., 1 Кор 14. 26; псалмопение, вероятно, подразумевается в Мф 26. 30 и Мк 14. 26 под словом ὑμνήσαντες - воспев) и др. ветхозаветных текстов гимнографического характера (Откр 4. 8; 5. 12; 15. 3-4). Однако наряду с каноническими текстами в церковном богослужении использовались и произведения межзаветной лит-ры. Так, 18 псалмов Соломона, написанных на евр. языке в I в. до Р. Х., но сохранившихся только на греч. и сир. языках, встречаются в Александрийском кодексе Библии (сер. V в.). Широкое распространение получили оды Соломона (I - нач. II в.), сохранившиеся в переводах на сир., греч. и копт. языки. Ряд гимнов встречается в апокрифических Деяниях апостолов II-III вв. («хороводная песнь» в Деяниях Иоанна, песнь о Невесте и песнь о Жемчужине в Деяниях Фомы и др.) и др. памятниках.

Древнегреч. поэзия (в т. ч. религ.) стала оказывать влияние на христ. Г. не ранее II-III вв. (напр., гимн Христу в «Педагоге» Климента Александрийского (Ɨ ок. 215) (SC; 158), песнь дев в «Пире десяти дев» сщмч. Мефодия Патарского (Ɨ ок. 311) с алфавитным акростихом (SC; 95)). Весьма близким к Г. можно считать произведение св. Мелитона Сардийского «О Пасхе» (Ɨ ок. 190) (SC; 123). Нек-рые древнейшие образцы церковных Г. сохранились в папирусах егип. происхождения (напр., P. Oxy. 1786, III в.; Барселонском папирусе IV в. и др.; см. также: Griechische literarische Papyri christlichen Inhalts. [Pt.] 2: Tafelband / Hrsg. K. Treu, J. Diethart. W., 1993).

Лит.: Robinson R. M. Die Hodayot-Formel in Gebet u. Hymnus d. Frühchristentums // Apophoreta: FS f. E. Haenchen. B., 1964. S. 194-235; Schattenmann J. Studien z. neutestamentlichen Prosahymnus. Münch., 1965; Schille G. Frühchristliche Hymnen. B., 1965; Deichgräber R. Gotteshymnus u. Christushymnus in d. frühen Christenheit. Gött., 1967; Jörns K.-P. Das hymnische Evangelium: Untersuch. zu Aufbau, Funktion u. Herkunft d. hymnischen Stücke in d. Johannesoffenbarung. Gütersloh, 1971; Sanders J. T. The New Testament Christological Hymns. Camb., 1971; Wengst K. Christologische Formeln u. Lieder d. Urchristentums. Gütersloh, 1972; Lodi. Enchiridion; Quasten J. Music and Worship in Pagan and Christian Antiquity. Wash., 1983; Farris S. The Hymns of Luke's Infancy Narratives: Their Origin, Meaning and Significance. Sheffield, 1985; Fowl S. The Story of Christ in the Ethics of Paul: An Analysis of the Function of the Hymnic Material in the Pauline Corpus. Sheffield, 1990; Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship. Oxf., 1992, 20022; Nusca A. R. Heavenly Worship, Ecclesial Worship: A Liturgical Approach to the Hymns of the Apocalypse of St. John: Diss. R., 1998.

А. А. Ткаченко

Латинская Г.

Терминология

Хотя к Г. в лат. традиции, как и в вост., относятся прежде всего песнопения церковного сочинения, термин hymnus в лат. литургических книгах используется очень широко (см. ст. Гимн). На протяжении средних веков в лат. Г. сформировалось множество жанров: собственно гимны (т. е. песнопения, имеющие строгую метрическую или ритмическую форму), тропы, секвенции, versus, мотеты и проч.

Эпоха Вселенских Соборов

Несмотря на то что о существовании лат. церковной Г. сообщает Тертуллиан (Tertull. Adv. Marcion. 3. 22; De spect. 29), ее развитие и широкое распространение связано с антиеретической полемикой IV в., в частности с деятельностью святителей Илария Пиктавийского (Ɨ 366) и Амвросия Медиоланского (Ɨ 397). От гимнов прп. Илария сохранилось всего 3 фрагмента, написанные гликонеем и трохеическим тетраметром и повествующие о Рождении Единородного Сына, о новом рождении в таинстве Крещения и о борьбе Христа с диаволом. Среди гимнов, надписанных именем свт. Амвросия Медиоланского, в наст. время подлинными признаются 12-18 (в т. ч. Aeterne rerum Conditor (О, вечный Создатель вещей); Deus Creator omnium (Бог Творец всяческих); Jam surgit hora tertia (Уже наступает 3-й час) и др.). Все они написаны ямбическим диметром и состоят из 4-строчных строф (в каждом гимне не более 32 строк). Гимны свт. Амвросия использовались в ранних лат. уставах различных традиций, позже их стали петь в составе служб рим. обряда: в суточном последовании (на Laudes, 3, 6 и 9-м часах), на праздники Рождества Христова и Богоявления, в общем последовании девам.

В подражание гимнам свт. Амвросия в V-VI вв. в основном неизвестными авторами были составлены hymni Ambrosiani. Среди подражателей свт. Амвросия - папа Геласий (Ɨ 496), Магн Феликс Эннодий, еп. Павийский (Ɨ 521), бывший прежде архидиаконом в Медиолане (совр. Милан), Целий Седулий (Ɨ ок. 450).

Мн. ранние авторы писали гимны не для литургического использования. Так, блж. Августин составил алфавитный псалом, чтобы привлечь народ к борьбе с донатистами (Abecedarium psalmum contra partem Donati). Сочинения Аврелия Публия Климента Пруденция (Ɨ после 405), написанные им только для частного употребления, впосл. вошли в богослужебную практику не только рим. обряда, но и др. лат. традиций (испано-мосарабской, североитальянской). В гимнах, входящих в его сборники стихов «Kathemerinon» (Ежедневник) и «Peri stephanon» (О венцах), используется 7-стопный каталектический диметр. Его гимны, согласно рим. Бревиарию, пелись на Laudes вторника, среды и четверга и на Laudes праздника Вифлеемских младенцев (28 дек.).

В Галлии Флавий, еп. г. Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон) (Ɨ ок. 595), написал гимн на Умовение ног в Великий четверг (Mandatum) «Tellus ac aethra rubilent». Гимны св. Медарду франк. кор. Нейстрии Хильперика I (Ɨ 584) за богослужением не использовались. Венанций Фортунат, еп. Пиктавийский (Ɨ ок. 605), известен как автор 2 гимнов св. Кресту - «Pange, lingua» (Воспой, язык) (по форме близок к маршам рим. легионов, написан трохеическим 15-стопным тетраметром) и подобный Амвросиеву «Vexilla regis prodeunt» (Знамена веют царские). К Амвросиевым по форме относится и его гимн Пресв. Деве «Quem terra, pontus, aethera» (Которую земля, и море, и эфир).

С V в. наряду с метрическими гимнами начинает развиваться ритмическая поэзия. Первым христ. автором, использовавшим для написания гимнов популярный в античности versus saturnius, был Ауспикий, еп. Туля (Ɨ ок. 490).

В рим. обряде гимны долгое время почти не использовались (в базилике св. Петра до XI в.). Вероятно, гимны писал свт. Григорий Великий (Ɨ 604). Согласно легенде, в 592 г. он отправил св. Колумбе книгу гимнов для служб суточного круга (Matutinae, Laudes, Vespera).

В галло-испан. традиции в VI-VII вв. пытались соборно ограничить употребление гимнов за богослужением, отдав предпочтение библейским текстам и классическим гимнам Амвросия и Илария (каноны Брагского (563), Агдского (506), Турского (567), Толедского IV (633) Соборов). Тем не менее в испан. традиции известно более 200 гимнов доисламской эпохи - Исидора Севильского (Ɨ 636), Браулио Сарагосского (Ɨ ок. 651), Евгения III Толедского (Ɨ 646), Квирика Барселонского (Ɨ 666). В основном это гимны святым по типу Амвросиевых.

В Ирландии древнейший литургический гимн приписывается св. Секундину (Ɨ 448). Гимн «Audite, omnes amantes Deum» (Услышьте, все любящие Бога) посвящен св. Патрику. К той же эпохе относится анонимный причастен (communio) «Sancti venite». Известно также 5 гимнов св. Колумбы (Ɨ 597), в т. ч. «Altus prosator» (Великий Творец), к-рый в Новое время воспринимался как пророчество об открытии Нового Света, гимны св. Колумбана (Ɨ 615), св. Ультана (Ɨ 656) и др.

В Англии Беда Достопочтенный (Ɨ 735) составил «Liber hymnorum» (Книгу гимнов) (сохр. 13 гимнов), «Libellus precum» (Книгу молитв в подражание Псалтири), нелитургические гимны о Судном дне и о девстве (Beda. Hist. eccl. 4. 20). Важное значение для лат. Г. имел его трактат «De arte metrica» (О метрическом искусстве).

В эпоху Каролингов

на христ. Западе происходил возврат к классической поэзии и метрике, четко различались гимны в составе оффиция и мессы. Последние появились как результат интерполяций ее основных составляющих - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. Эти дополнения получили название «троп» и просуществовали до XVI в. Известно множество имен гимнографов этого периода, но их произведения считаются посредственными.

Павел Диакон (Ɨ ок. 799) написал гимны Иоанну Крестителю (в наст. время его авторство оспаривается) и на Успение Пресв. Девы. Павлину Аквилейскому (Ɨ 802) принадлежат 9 гимнов, в т. ч. на память первоверховных апостолов. 2 гимна написаны Алкуином (Ɨ 804). На общем фоне выделяется гимн для процессии на праздник Входа Господня в Иерусалим «Gloria laus et honor tibi sit» (Слава, хвала и честь Тебе подобают) Теодульфа Орлеанского (Ɨ 821). Рабан Мавр (Ɨ 856), написавший гимны на Вознесение, на память мучеников и 2 гимна арх. Михаилу, долгое время считался автором гимна «Veni, creator spiritus» (Приди, Дух Создатель), к-рый в наст. время признается анонимным сочинением. В Ирландии в IX в. творил Седулий Скот. В IX-X вв. формировались гимнографические школы в мон-рях Фульда (Валафрид Страбон, Готшальк из Орбе), Сент-Аман (Милон, Хукбальд), Прюм (Вандальберт), Клюни (Одон, Одилон), Санкт-Галлен (Ратперт, Вальдрам, Тутилон, Ноткер Заика, аббат Гартман Младший, Эккехард II и Эккехард IV). С последним мон-рем связано появление и развитие жанра секвенции.

XI век

считается временем расцвета лат. Г. Среди авторов этого периода наиболее известны Фульберт Шартрский (Ɨ 1029), Ордоран Сансский (Ɨ 1045), Беренгарий Турский (Ɨ 1088), папа Лев IX (Ɨ 1054). Герману Согбенному (Ɨ 1054) принадлежат тропы, из к-рых впосл. развились мотеты и cantiones. В Германии прославились Арнольд Вобурский (Ɨ ок. 1035), Бернон из Райхенау (Ɨ 1048), Отлох Санкт-Эммерамский (Ɨ ок. 1070). В Англии составлением гимнов занимался Ансельм Кентерберийский (Ɨ 1109), в Италии - Видо Иврейский (XI в.), Альберик из Монте-Кассино (Ɨ 1105), Альфан из Салерно (Ɨ 1085), Петр Дамиани († 1072), к-рому принадлежит rhythmus «Ad perennis vitae fontem» (К источнику вечной жизни).

В XII-XIII вв.

заметным стало влияние визант. Г., что выразилось прежде всего в подражаниях визант. Акафисту Божией Матери. Наблюдается новый всплеск в поэзии на «народных» языках и паралитургической Г. В частности, развиваются жанры рондо (rondellus) и мотет (mutetus), дальнейшая эволюция к-рых связана с полифонической музыкой. Ок. 1100 г. в мон-ре Сен-Марсьяль в Лиможе появился новый жанр процессионального гимна - conductus, более свободный по форме, чем versus. К паралитургическим гимнам относятся также pia dictamina (нем. Reimgebete) - рифмованные молитвы для частного употребления, появившиеся еще в X в., но широкое распространение получившие с XII в. Они записывались в Молитвословах (Horae). Известный с IX в. жанр historia - ритмическая служба святым, основанная на житиях,- становится популярным в XIII в. в Г. новых монашеских орденов (доминиканцы, францисканцы).

Среди авторов этого периода выделяются Марбод, еп. Реннский (Ɨ 1123), Годфрид Вандомский (Ɨ 1132), Петр Достопочтенный (Ɨ 1156), Адальберт Мандский (Ɨ 1187). Петр Абеляр (Ɨ 1142) составил «Hymnarius Paraclitensis». Гимны, входящие в этот сборник, написаны 20 различными стихотворными размерами и отличаются необычными поэтическими образами, заимствованными из бестиариев и произведений античных авторов. Бернарду Клервоскому (Ɨ 1153) принадлежит 3 ритмических гимна (св. Виктору Исповеднику, св. Малахии Ирландскому). Проч. приписываемые ему гимнографические тексты признаны неаутентичными. Так, «Jesu dulcis memoria» (Сладкого Иисуса память) написан неизвестным англ. монахом-цистерцианцем в XII в. Множество секвенций принадлежат Адаму Сен-Викторскому (Ɨ 1177 или 1192). Мон.-минорит Юлиан из Шпайера (Ɨ ок. 1250), возглавлявший хор при франц. дворе, составил ритмическую службу святым Франциску и Антонию. Хильдегарда Бингенская (Ɨ 1179) известна как автор ряда мистических гимнов. Стефен Лангтон считается автором секвенции на Пятидесятницу «Veni Sanctus Spiritus» (Приди, Св. Дух). Итальянец Фома Капуанский (Ɨ 1239) написал гимны св. Франциску «In caelesti collegio» (В небесном собрании) и «Decus morum dux Minorum» (Краса нравов, вождь малых). Фома Аквинский (Ɨ 1274) - автор ритмической службы на праздник Тела Христова. В кон. XIII в. появилась секвенция «Stabat mater» (Стояла Матерь), авторство к-рой долгое время приписывалось францисканцу Якопоне да Тоди (Ɨ 1306). Традиц. атрибуция Фоме из Челано секвенции заупокойной мессы «Dies irae» (День гнева) также ставится под сомнение. Множество литургических поэм на основе «Золотой легенды» написал архиеп. Милана Ориго Скаккабароци (Ɨ 1293).

В XIV-XV вв.

лат. Г. начинает терять церковный характер. Мн. авторы составляли гимны для частного употребления. Наиболее известные гимнографы этого времени - цистерцианец Кристиан фон Лилиенфельд (ум. до 1332), картузианец Конрад фон Гаминг (ум. 1360), архиеп. Пражский Иоганн фон Йенштайн (ум. 1400), Фома Кемпийский (Ɨ 1471). Филипп де Мезьер из Пикардии (Ɨ 1405) написал гимны для установленных в этот период праздников Визитации и Введения во храм Пресв. Девы. Жан Жерсон (Ɨ 1429) первым создал гимн в честь св. Иосифа Обручника. Более 120 гимнов составил мистик Дионисий Картузианец (Ɨ 1471). Известно неск. гимнографов из Скандинавских стран (Рагвальд, Бринольф Альгатссон, еп. Скары, Петр Олафсон, Биргер Грегерссон, еп. Уппсалы, и др.).

Новое время

Интеллектуалов этой эпохи не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в средние века. Папа Лев X (1513-1521), покровительствовавший гуманистам, первым решился на реформирование гимнографической части Бревиария. Исправлением текстов гимнов занимался Дзаккария Феррери (ок. 1523). Однако уже подготовленный к изданию рукописный проект сгорел в Риме в 1527 г. В 1-м издании Бревиария Франсиско Киньонеса (1535) гимны были полностью исключены из служб суточного круга (частично восстановлены во 2-м изд.).

«Breviarium Romanum restitutum», утвержденный Тридентским Собором, включал 75 гимнов. При папе Урбане VIII (1623-1644) была создана комиссия по пересмотру текстов (super emendationem), к-рая занималась исправлением стихотворного размера и стиля гимнов и исключила нек-рые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий - в 1632 г. Дальнейшее развитие лат. Г. было связано преимущественно с составлением служб новоканонизированным святым, чем занимались гимнографы Конгрегации священных обрядов.

В XX в.

благодаря трудам палеографов и историков, а также деятельности сторонников литургического движения были изданы, а после реформ Ватиканского II Собора введены в церковное употребление древнейшие образцы лат. Г. (Lentini. 1984). Составлен ряд новых песнопений. Ради внесения разнообразия для каждого часа был установлен двойной цикл гимнов. При этом разрешено использовать новые поэтические произведения, за исключением народных песен. С разрешением в католич. Церкви богослужения на национальных языках начала развиваться и национальная Г., основанная на лат. моделях.

Ист. и изд.: Analecta Hymnica Medii Aevi / Hrsg. C. Blume, G. M. Dreves, H. M. Bannister. Lpz., 1886-1922. 55 Bde; Analecta Hymnica: Register / Hrsg. M. Lütolf. Bern; Münch., 1978; Chevalier U. Repertorium Hymnologicum: Cat. des chants, hymnes, proses, séquences, tropes en usage dans l'église latine depuis les origines jusqu'à nos jours. Louvain, 1892, 1897, 1904, 1912, 1921. Vol. 1-5; 1920. Vol. 6. (Extrait d. AnBoll); Stäblein B. Hymnen. Kassel, 1956. Bd. 1: Die mittelalterlichen Hymnenmelodien des Abendlandes. (MMMA; 1); Initia carminum Latinorum saeculo undecimo antiquiorum: Bibliogr. Repertorium für die lateinische Dichtung d. Antike u. d. frühen Mittelalters / Bearb. v. D. Schaller, E. Könsgen, J. Tagliabue. Gött., 1977; Lentini A. Te Decet hymnus: L'innario d. Liturgia horarum. Vat., 1984.

Лит.: Chevalier U. Poésie liturgique du Moyen-Âge: rythme et histoire. P., 1893; Rosenberg H. Die Hymnen des Breviers in Uniform und neuen deutschen Nachdichtung. Freiburg, 1923-1924. 2 Bde. (Ecclesia Orans; 11-12); Schulte A. Die Hymnen des Breviers. Paderborn, 19255; Sesini U. Poesia e musica nella Latinità cristiana dal III al X sec. Torino, 1949; Paris P. Les hymnes de la liturgie romaine. P., 1954; Bulst W. Hymni latini antiquissimi. Hdlb., 1956; Norberg D. Introduction à l'étude de la versification latine médiévale. Stockholm, 1958; Szövérffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. B., 1964-1965. 2 Bde; idem. Iberian Hymnody: Survey and Problems. [Albany (N.Y.)], 1971, 19882. Turnhout, 1998; idem. Latin hymns. Turnhout, 1989; Michel A. In hymnis et canticis: Culture et beauté dans l'hymnique chrétienne latine. Louvain, 1976; Fontaine J. Études sur la poésie latine tardive d'Ausone à Prudence. P., 1980; idem. Naissance de la poésie dans l'occident chretien: Esquisse d'une histoire de la poésie latine chrétienne du IIIe siècle. P., 1981; Julian J. Dictionary of Hymnology: Origin and History of Christian Hymns and Hymnwriters of All Ages and Nations. Grand Rapids (Mich.), 1985. 2 vol.


А. А. Ткаченко

Источник: Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 489-513.

  • К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
  • Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта [ritus] Toletanus.ru. Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 27 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 2 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 915
    Сессий: 4
    Сейчас на сайте: 19





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024