Галликанское пение - Православная энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"

Галликанское пение

Галликанское пение обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда. Т. зр., в соответствии с к-рой термин «Г. п.» применим для обозначения др. певч. традиций Зап. Церкви (амвросианского пения, староиспанского или испано-моcарабского пения, беневентанского пения (см. в ст. Беневентанский обряд) и др.) в наст. время выходит из употребления, что не отрицает связей галликанского стиля с др. древнейшими видами церковного пения и в отд. случаях использования одних и тех же текстов и мелодий. Границы распространения Г. п. совпадают с территорией галльских провинций Римской империи (включая часть Сев. Испании). Г. п. достигло наибольшего расцвета в Нарбоне, Тулузе, Лионе, Арле и Отёне, т. е. в городах, развившихся еще в рим. эпоху и ставших крупными литургическими центрами древней Галльской Церкви. В VIII-IX вв. вместе с введением в Галлии (как и во всем гос-ве Каролингов) римского обряда Г. п. выходит из употребления и сменяется григорианским пением. Однако нек-рые галликанские песнопения вошли в новый певч. репертуар и повлияли на его стилистические особенности. После романизации церковной жизни Галлии отдельные службы или распевы могли сочиняться по старым галликанским образцам. Стиль церковной музыки, распространенный во Франции XVII-XVIII вв. и также называемый галликанским, или старогалльским (vieux gaulois), пением, ничем, кроме названия, с древним Г. п. не связан.

Источники

Начало вытеснения Г. п. из обихода приходится на период в истории лат. церковного пения, отмеченный полным господством устной традиции. В период введения (IX в.; по нек-рым гипотезам - кон. VIII в.) и распространения ранней невменной нотации (2-я пол. IX в.- Х в.; в нек-рых регионах позднее; см. также ст. Невмы) Г. п. превратилось в реликтовую традицию, постепенно уходившую из обихода. Ни одной полной певч. книги Г. п. не сохранилось, и реконструкция его репертуара в сколько-нибудь полном объеме невозможна. Источниками по истории Г. п. являются: 1) ненотированные богослужебные книги древнейших лат. литургических традиций, сохранившие тексты Г. п. (см. разд. «Источники» в ст. Галликанский обряд); 2) ранние церковные документы и свидетельства современников о распространении Г. п. и о его особенностях; 3) певч. книги григорианской традиции (как нотированные, так и ненотированные), сохранившие отдельные галликанские распевы. Выделение в григорианских источниках галликанских песнопений возможно, как правило, в тех случаях, когда тексты этих песнопений встречаются в богослужебных книгах т. н. «неримских» обрядов и при этом не встречаются в певч. книгах, созданных в самом Риме (см. Староримское пение). Древнейшие певч. книги галло-франц. происхождения VIII-IX вв. полностью ориентированы на новый, «романизированный» богослужебный стиль и почти не содержат образцов Г. п. Характерный пример - корпус наиболее ранних, еще не снабженных нотацией Градуалов (изд. Р. Ж. Эбером: Antiphonale missarum sextuplex), где лишь единичные тексты можно гипотетически связать с галликанской традицией. Напротив, франц. нотированные кодексы XI-XII вв. (а иногда и более позднего времени) включают образцы Г. п. в существенно большем объеме. Среди источников этого рода - литургические памятники (еще недостаточно изученные) еп-ств Альби (в первую очередь - Paris. Bibl. Nat. lat. 903, 2-я пол. XI в.), Тулузы, Нарбона, Осера и нек-рых др. литургических центров Юж. Франции, переписанные при помощи т. н. аквитaнской невменной нотации. Особо выделяется ряд певч. книг разного времени, переписанныx центральнофранц. невменным письмом в парижском королевском аббатстве Сен-Дени (Paris. Bibl. Nat. lat. 384, XI в.; Ibid. 9436, сер. XI в.; Ibid. 10505, XIV в.; Ibid. 17296, сер. XI в.; см.: Robertson). Галликанские песнопения часто встречаются в этих книгах в качестве т. н. дублетов григорианских песнопений (2 песнопения с одной и той же литургической рубрикой, 1-е из к-рых принадлежит новой традиции, 2-е - в соответствии с т. н. законом Баумштарка (см.: Baumstark. 1927) - более ранней, галликанской литургии). Они характерны также для служб суточного круга, посвященных местночтимым святым. С этой т. зр. представляют особый интерес Антифонарии аббатств Сен-Дени (Paris. Bibl. Nat. lat. 17296) и Сен-Мор-де-Фосе (Ibid. 12584, XI-XII вв.; Ibid. 12044, XII в.). Определенная часть репертуара Г. п. сохранилась в песнопениях, сопровождавших литургические шествия и записанных во франц. Процессионалах. Распевы Г. п. могли сохраниться также среди литургических тропов южнофранц. (т. н. аквитанской) гимнографической школы (изд.: Weiss).

Музыкально-поэтический стиль

Как тексты, так и мелодический стиль Г. п. никогда не отличались стилистическим единством. Уже в период постепенного вытеснения Г. п. григорианским Валафрид Страбон (1-я пол. IX в.) описывал галликанское богослужениe как «лишенное чувства единообразия» (sensus integritatis non habentia) и противоставлял ему «разумность» (rationabilia) рим. литургического обихoда и григорианского пения (Liber de exordiis et incrementis. Cap. 22). Он же отмечал, что «многие в состоянии уловить различие между обoими видами пения как в словах, так и в звучании» (plerisque et verbis et sono a ceteris cantibus discernere posse fatentur - Ibid. Cap. 25). Тексты галликанских распевов (по крайней мере, в песнопениях изменяемого цикла - проприя) отличаются от григорианских песнопений обилием риторических приемов и более обширным лексическим запасом. Если григорианское пение в большинстве случаев опирается на тексты Свящ. Писания, то в Г. п. часто используются тексты небиблейского происхождения. Встречаются случаи использования цитат из апокрифов и древнейших, исторически предшествующих Вульгате лат. переводов Библии. Нек-рые песнопения исполнялись по-гречески. Так, известны галликанские версии херувимской песни, исполнение к-рой было местной традицией аббатства Сен-Дени (см.: Huglo. 1966). По-гречески могли исполняться и др. песнопения неизменяемого цикла мессы (Sanctus, Agnus Dei). Существует гипотеза о визант. происхождении по крайней мере нек-рых из этих песнопений (см.: Levy). Вместе с тем нельзя исключить, что тексты, к-рые могут быть определены как галликанские, были впосл. снабжены новыми, григорианскими мелодиями или существенно изменены в григорианском стиле. Определение принадлежности того или иного распева к Г. п. требует сложных аналитических исследований и часто остается гипотетическим. Лишь сочетание историко-литургического, филологического и музыковедческого методов позволяет установить связь распева с галликанской традицией. Записи мелодий, к-рые по литургическим и филологическим признакам определяются как галликанские, могут иметь и особые палеографические признаки: так, замечено, что невма pes stratus используется только в песнопениях галликанского происхождения. Принято считать, что в отличие от основанного на принципах октоиха григорианского мелоса Г. п. использует лишь 3 архаических модуса, опирающихся на тоны c, d и e. Обширен амбитус песнопений, часто превосходящий объем григорианских распевов. Стандартные мелодические формулы в целом менее характерны. Для мелодического стиля мн. распевов характерно обилие скачков на терцию, кварту или квинту: эта черта Г. п. объединяет его с григорианским, но отличает от др. древних зап. традиций (амвросианского, старорим. или беневентанского пения) с их ориентацией на поступенное движение напева. По ряду гипотез (McKinnon. 1995), Г. п. было преимущественно сольным; хоровое исполнение было характерно лишь для немногих певч. жанров.

Характерные жанры

Месса

Входное песнопение галликанской мессы - прелегендум (praelegendum, antiphona ad praelegendum) состояло из антифона и псалмодического стиха, что не характерно для входных песнопений др. древних литургий (напр., для амвросианского обряда), но сближает этот жанр с интроитом рим. литургии. Один из немногих образцов прелегендума сохранился как интроит григорианской литургии о путешествующих, по версии Градуала из окрестностей Альби (Paris. Bibl. Nat. lat. 776, нач. XI в.; см. пример 1). Характерной особенностью Г. п. являлось следовавшее за прелегендумом речитативное диаконское возглашение «Silentium facite» (Храните молчание), завершавшееся благословением служащего епископа или священника и молитвой дня - коллектой. По-гречески и на латыни пелось Трисвятое, или Аius (от греч. ἅγιος - cвятой). В позднейших григорианских рукописях Аius было снабжено рубрикой «Graecum ad crucem adorandam» (греческое [песнопение] на поклонение Кресту) и перенесено на Страстную пятницу, сохранив роль великопостного песнопения во всех последующих версиях рим. литургии. Мелодия песнопения, если и не является строго галликанской, то почти несомненно восходит к галликанскому образцу (см. пример 2). За Трисвятым исполнялась пророческая песнь (prophetia) на текст песни Захарии (Лк 1. 68-79). Вступительную часть литургии завершало «Kyrie eleison», в отличие от григорианской традиции не певшееся, но произносившееся нараспев. Ветхозаветное чтение завершалось песнью вавилонских отроков (Дан. 3. 51 и далее), после апостольского послания хор отроков пел респонсорий. Вынос Евангелия сопровождался соответствующим антифоном (antiphona ante evangelium); этот жанр пережил Г. п. и известен по неск. южноевроп. средневек. версиям рим. мессы. Чтение Евангелия завершалось пением Sanctus post evangelium. Следовала литания, в галликанском обиходе называвшаяся «молениями» (preces). Это один из наиболее характерных жанров Г. п., долго сохранявшийся и в средневек. григорианском репертуаре. Моления состояли из кратких, построенных на одной и той же мелодической формуле возгласов диакона и однотипного рефрена (Kyrie eleison, Domine miserere - Господи, помилуй; иногда более пространные тексты). Перенесение даров сопровождалось пением sonus, типологически соответствующего рим. офферторию. В евхаристической молитве певчески исполнялись Sanctus и Benedictus. Во время преломления евхаристического Хлеба пелась конфракция (confractio); в григорианских рукописях из Альби и его окрестностей (Paris. Bibl. Nat. lat. 903 и 776) сохранились 2 образца этого жанра - конфракции на Рождество «Emitte spiritum» (Приимите Духа) и на Пасху «Venite populi» (Приидите народы; см. пример 3 на с. 376). «Pater noster» (Отче наш) - единственное песнопение галликанского репертуара, к-рое пелось всей общиной. Характернейшей особенностью мессы было исполнение перед причащением (или, возможно, во время причащения священнослужителей) довольно пространного славословия служащему епископу - «Princeps ecclesiae» (Князь Церкви; в рукописях определяется как versus (стих), хотя по сути является литанией). Причащение верных сопровождалось пением треканума (trecanum - пропетое трижды), форма к-рого не имеет аналогов в др. традициях и реконструируется как a-b-V-D-b-a-b, где a - 1-я часть антифона, b - его 2-я, рефренная, часть, V(ersus) - стих псалма, D(oxologia) - «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (см.: Van der Mensbrugghe).

Песнопения суточного круга

Если в чинопоследовании рим. утрени (matutinae) строго определено количество псалмов с антифонами и чтений с респонсориями (3 псалма и 3 чтения на каждой из 3 составляющих утреню ноктурн - nocturnae), то в обрядах галликанского круга количество псалмов, чтений, песнопений к ним, порядок их исполнения и даже количество ноктурн менялись от региона к региону, причем четкая картина этих изменений, по-видимому, не может быть восстановлена. Среди особенностей галликанской утрени - пение «Отче наш» после каждой ноктурны. Исполнение строфических гимнов (обязательное в римском, амвросианском и др. обрядах) было распространено, но не было принято повсеместно, а в нек-рых епархиях (напр., в Лионе) даже запрещено. Известно, что на службе Laudes по воскресеньям и праздникам обязательным было пение Пс 148-150, объединяемых общим термином «alleluaticum» (аллилуйное). Как могло выглядеть чинопоследование малых часов, практически неизвестно. Так же, как и для амвросианской традиции, для Г. п. был характерен lucernarium (светильничное [последование]); не исключено, что он выделялся в особую службу. Как и в рим. обряде, помимо вечерни на исходе дня служился completorium, в галликанских традициях иногда называвшийся «duodecima» ([служба] 12-го [часа]).

Шествия и паралитургические жанры

Среди антифонов позднейших григорианских Процессионалов определенная часть восходит к Г. п. Rogationes - 3-дневные моления с шествиями, совершавшиеся перед Пятидесятницей,- были введены в Галлии еще ок. 475 г. и вошли в обиход всей Зап. Церкви. Вопрос о связи мелоса рогационных антифонов с Г. п. исследован недостаточно.

Огромное распространение на лат. Западе получила паралитургическая служба Laudes regiae (Королевские хваления), возникшая на основе молений (preces) галликанской мессы. К традиц. кратким рефренам-прошениям молений был добавлен т. н. триколон (trecolon) - трехстишие «Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat» (Христос побеждает, Христос царствует, Христос владычествует). Хваления исполнялись в честь монархов и высших чинов церковной иерархии и были известны как в странах романо-герм. круга, так и в слав. мире, включая Киевскую Русь (Müller. 1968). Мелодический стиль всех поддающихся транскрипции версий хвалений (Bukofzer. 1946) существенно отличается от григорианского пения и мог возникнуть еще в галликанскую эпоху.

Лит.: Walafridi Strabonis Liber de exordiis et incrementis. Münch., 18992; Gastoué A. Histoire du chant liturgique à Paris. Pt. 1: Des origines à la fin des temps carolingiens. P., 1904; idem. Le Chant gallican. Grenoble, 1939; Morin G. Fragments inédits et jusqu'à présent uniques d'Antiphonaire gallican // RBén. 1905. Vol. 22. P. 329-356; Le Codex 903 de la Bibliothèque Nationale de Paris (XIe siècle). Solesmes, 1925. (Paléographie musicale; 13); Baumstark A. Das Gesetz der Erhaltung des Alten in liturgisch hochwertigen Zeit // JbLW. 1927. Bd. 7. S. 1-23; Antiphonale Missarum Sextuplex / Ed. R. J. Hesbert. Brux., 1935; Bukofzer М. The Music of the Laudes // Kantorowicz E. Laudes Regiae. Berkeley, 1946, 1967. P. 188-221; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant. Copenh., 1947. (MMB. Subs.; 2); Huglo M. La mélodie grecque du Gloria in excelsis // RGrég. 1950. Vol. 29. P. 30-40; idem. Les Preces des graduels aquitains empruntés à la liturgie hispanique // Hispania sacra. Barcelona; Madrid, 1955. Vol. 8. P. 361-383; idem. Les Chants de la Missa greca de Saint-Denis // Essays presented to E. Wellesz / Ed. J. Westrup. Oxf., 1966. P. 74-83; Anglès H. Latin Chant before St. Gregory // The New Oxford History of Music. Oxf., 1954. Vol. 2. P. 58-91; Gindele C. Die gallikanischen «Laus perennis»-Klöster und ihr Ordo officii // RBén. 1959. Vol. 69. P. 32-48; idem. Der Alleluiaticus: ein elementares Kennzeichnen vorbenediktinischer Psalmodie // Studien und Mitteilungen zur Geschichte des benediktinischen Ordens und seiner Zweige. Salzburg, 1967. Bd. 78. S. 308-320; Claire J. L'évolution modale dans les répertoires liturgiques occidentaux // RGrég. 1962. Vol. 40. P. 196-211, 229-248; idem. Les répertoires liturgiques latins avant l'oktoechos // EGrég. 1975. Vol. 15. P. 11-192; idem. Le cantatorium romain et le cantatorium gallican: Étude comparée des premières formes musicales de la psalmodie // Orbis musicae. Tel-Aviv, 1990/1991. Vol. 22. P. 50-86; Levy K. The Byzantine Sanctus and its Modal Tradition in East and West // Annales musicologiques. P., 1958-1963. Vol. 6. P. 7-67; Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 19682. N 201-229, 250-266, 270-298, 410; Müller L. Eine westliche liturgische Formel in Ilarions Lobpreis auf Vladimir den Heiligen // L'Annuaire de l'Institut de Philologie et d'Histoire Orientalеs et Slaves. 1966/1967. Brux., 1968. Vol. 18. P. 299-305; Weiss G. Introitus-Tropen. Tl. 1: Das Repertoire der südfranzösischen Tropare des 10. und 11. Jh. Kassel, 1970. (MMMA; 3); Van der Mensbrugghe A. The Trecanum of the Expositio Missae gallicanae of S. Germain of Paris // Studia Patristica. B., 1975. Vol. 13. P. 430-438; Cullin O. Une Pièce gallicane conservée par la liturgie de Gaillac: L'offertoire Salvator mundi // Cah. de Fanjeaux. 1982. Vol. 17. P. 287-296; idem. Le Répertoire de la psalmodie in directum dans les traditions liturgique latines: La tradition hispanique // EGrég. 1989. Vol. 23. P. 99-139; idem. La psalmodie directe romaine et grégorienne: Relations culturelles et modes d'échanges musicaux // Musica e storia. 1993. Vol. 1. P. 273-283; idem. La psalmodie antique, genèse et développement. P., 1996; Borders J. The Northern Italian Antiphons ante evangelium and the Gallican Connection // J. of Musicological Research. 1988. Vol. 8. P. 1-53; Robertson A. W. The Service Books of the Royal Abbey of Saint-Denis: Images of Ritual and Music in the Middlle Ages. Oxf., 1991; McKinnon J. Lector Chant versus Schola Chant // Laborare fratres in unum: FS L. Dobszay / Hrsg. v. J. Szendrei, D. Hiley. Zürich, 1995. S. 201-211; Bernard P. Du chant romain au chant grégorien (IV-XIII s.). P., 1996; idem. Le «Trecanum»: Un fantôme dans la liturgie gallicane // Francia: Forsch. z. westeuropäischen Geschichte. Münch., 1996. Bd. 23. S. 95-98; Atkinson C. M. L'évolution modale: Une perspective du parapteron // EGrég. 1998. Vol. 26. P. 95-109. См. также библиогр. в ст. «Галликанский обряд».

В. Г. Карцовник

Источник: Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2006. С. 373-377.

  • К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
  • Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта [ritus] Toletanus.ru. Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 21 Сентября
    In Nativitate Gloriose Virginis Marie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1250
    Сессий: 15
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017