Беневентанский обряд - Православная энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"

Беневентанский обряд

Беневентанский обряд - [лат. ritus beneventanus], зап. богослужебная традиция, бытовавшая в ср. века в г. Беневент (совр. Беневенто, Юж. Италия) и его окрестностях до вытеснения рим. обрядом. Источниками для изучения Б. о. являются литургические рукописи X-XIII вв., отличающиеся от соответствующих памятников рим. традиции по текстам, рубрикам и мелосу песнопений. Характерными признаками богослужебных книг Б. о. являются также особый вид шрифта, выработанный здесь на основе рим. курсива в VIII в., и особая система певч. нотации. Ареал распространения этих книг шире, чем границы Беневентского гос-ва, он простирается на восток до побережья Адриатического м. Значительными культурными центрами этого региона, обладавшими собственными рукописными школами, были бенедиктинское аббатство Монте-Кассино (в XI в. здесь было усовершенствовано беневентанское письмо), мон-ри св. Викентия на Вольтурне и св. Софии в Беневенте, паломнический центр Монте-Сант-Анджело, города Аверса, Бари, Капуя, Неаполь, Салерно и Троя.

Характерные черты богослужения

Во всех литургических памятниках Б. о. использован лат. перевод Псалтири, отличающийся от Вульгаты, т. н. Старая Римская Псалтирь. В воскресные и праздничные дни на мессе полагалось 3 чтения - ветхозаветное (пророческое) и 2 новозаветных (апостольское и евангельское), к первым двум пелись градуалы, к третьему - тракт (аллилуйный стих). Тексты евангельских перикоп также несут на себе следы древнего Доиеронимова перевода. В нек-рые из дней памятей святых полагались чтения из их житий. Перед Причащением звучал призыв к целованию мира: «Offerte vobis pacem» (Давайте друг другу [целование] мира) и ответ: «In nomine Christi» (Во имя Христа). Чин мессы отличался от рим. 5 изменяемыми молитвами - это 2 коллекты перед литургическими чтениями, молитва после Евангелия (oratio post Evangelium; свидетельством о существовании в рим. мессе подобной молитвы, исчезнувшей, по-видимому, до VI в., служит наличие возгласа «Помолимся» в более поздних чинах, вплоть до тридентского), секрета (тайная [молитва]) и заключительная молитва (oratio ad complendum).

Евангельские чтения для воскресений Великого поста полагались те же, что и в амвросианском и древнем рим. (догригорианском) обрядах: во 2-е воскресенье - о самарянке, в 3-е - об Аврааме, в 4-е - о слепом, в Страстное воскресенье (Dominica de passione) - о воскрешении Лазаря. Для Пальмового воскресенья имелось 2 формуляра мессы: Missa sicca (Сухая месса) и Missa palmarum (Пальмовая месса), за ней следовала Missa de passione (Страстная месса).

В Страстную пятницу совершались 2 поклонения Кресту. В Великую субботу звучало 6 чтений, между 5-м и 6-м происходило освящение свечи. Это последование записывалось на особом пергаменном свитке, носящем название «Exultet» (incipit пасхального гимна, исполнявшегося диаконом); длина такого свитка могла превышать 6 м, известны образцы: XI в. из Бари (Bari I) и Монте-Кассино (хранится в Ватиканской б-ке; см. в изд.: Le Codex 10673. P. 447), XII-XIII вв. из Трои (Troia III).

Музыкальные особенности

Нотация, используемая в Антифонарии как для мессы, так и для оффиция, соответствует древней рим. и отличается от григорианской. Беневентанское пение в отличие от григорианского не имело системы осмогласия. Мелос беневентанских песнопений характеризуется небольшим амбитусом (4-5 ступеней), частой повторяемостью муз. фраз и каденций, преобладанием поступенного движения, подвижностью и отсутствием жесткой зависимости от словесного текста. Всем песнопениям, независимо от их литургической функции и жанра, свойствен орнаментальный стиль.

Влияние др. обрядов

Исследователи отмечают как воздействия на Б. о. со стороны др. ранних литургических традиций (рим., амвросианского, галликанского, визант. обрядов), так и следы его влияния на часть из них, что свидетельствует об их параллельном развитии.

Для Б. о. было характерно сохранение архаических рим. литургических особенностей (прежде всего относящихся к предпасхальному периоду церковного года), вышедших из употребления в Риме уже в VII в. Среди таких особенностей можно отметить отсутствие в Градуале мессы «Omnes gentes» (Все народы) в ряду воскресений после Пятидесятницы, а также назначение в нек-рые дни 3 литургических чтений на мессе. В целом чин воскресений после Пятидесятницы соответствует чину, содержащемуся в Лекционарии (Comes) из Вюрцбурга, структура к-рого восходит к догригорианской практике (Hesbert. Les séries d'evangiles). Григорианская традиция церковного пения повлияла на беневентанскую не позднее нач. IX в.: с этого времени встречаются местные службы, мелос песнопений к-рых составлен по рим. образцам. В песнопениях, содержащихся в Миссалах и Градуалах XI-XII вв., пересеклись 3 певч. традиции: старая беневентанская (до IX в.), рим. григорианская и подражающая ей южноиталийская, синхронная этим памятникам.

О взаимовлияниях с галликанским обрядом свидетельствует, напр., сходство молитвы praefatio мессы на Рождество Христово в беневентанском Миссале X в. (Benev. VI. 33) с аналогичной молитвой в галликанской традиции (Missale francorum / Ed. L. K. Mohlberg. R., 1957. P. 171, 174).

Сохранились рукописи (напр., Vat. Ottob. lat. 3), содержащие песнопения с беневентанской нотацией, надписанные как «амвросианские» (cantus ambrosianus). Хотя из сообщения о запрещении папой Стефаном X († 1058) «амвросианского пения» в Монте-Кассино следует, что в этом регионе и в эту эпоху «амвросианским» могли называть всякое пение, отличное от рим. (Chronicon Cassinense. II 94), исследователи находят в этих рукописях амвросианские (а также визант.) элементы. Характерные для миланской традиции обозначения интроита и оффертория - «ingressa» и «offerenda» - засвидетельствованы и в памятниках Б. о. (напр. в Градуалах: Benevento. Archivio di Stato. VI. 40, VI. 38, VI. 35). Схожей с амвросианской является и беневентанская схема воскресных евангельских чтений.

Влияние визант. обряда имело место, вероятно, в VI-VIII вв. (в этот же период визант. песнопения появились и в пасхальной вечерне старого рим. обряда), проявилось в наличии в беневентанских рукописях (напр. Vat. lat. 4470, X в.) антифонов на поклонение Кресту в Великую пятницу на лат. и греч. языках, к-рые являются заимствованиями из визант. обряда, напр. «O quando in cruce confixerant» - «̀λδβλθυοτεΟτε[σε] σταυρῷ προσήλωσαν» ("Егда на кресте пригвоздиша" - тропарь 2-го гласа на 9-м часе Великой пятницы) (Wellesz. P. 72-73).

Ист.: Baumstark A., Dold A. Vom Sakramentar Comes und Capitulare zum Missale. Beuron, 1943; Le Codex 10673 de la Bibliothèque Vaticane, Fonds Latin (XIe siècle). S. l., 1931. Berne, 1971r, 1995r (Paléographie musicale; 14); Le codex VI. 34 de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent (Xie-XIIe siècles). Tournai, 1937. (Paléographie musicale; 15); Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 1968. Pars 2. P. 77-78, 217, 253; Loew E. A. A New List of Beneventan Manuscripts // Collectanea vaticana. 1962. T. 2. P. 211-244; Huglo M. Liste complementaire de manuscrits bénéventains // Scriptorium. 1964. T. 8. P. 89ff.; Le Missel de Bénévent VI-33 / Introd. par J. Hourlier, tables par J. Froger. Berne, 1983. (Paléographie musicale; 20); Les Manuscrits en écriture bénéventaine de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent. P., 1984. Vol. 1.; Ottawa; P.; Turnhout, 1997. Vol. 2, 3; Beneventanum troporum corpus / Ed. J. Boe and A. E. Planchart. Madison (Wis.), 1989-1994. 2 vols; Benevento, Biblioteca capitolare: [Codex] 40: Graduale / A cura di N. Albarosa e A. Turco. Padova, 1991; Les témoins manuscrits du chant bénéventain / [Sous la dir. de] T. F. Kelly. Solesmes, 1992. (Paléographie musicale; 21).

Лит.: Andoyer R. L'ancienne liturgie de Bénévent // Revue de chant grégorien. 1911/1912-1920/1921. T. 20-24; Hesbert R. J. Les dimanches du carême dans les manuscrits romano-bénéventains // Ephemerides liturgicae. 1934. T. 48. P. 148ff.; idem. L'Antiphonale missarum de l'ancien rit bénéventain // Ibid. 1934. T. 48. P. 198ff.; 1938. T. 52. P. 28-66, 141; 1939. T. 53. P. 168ff.; 1945. T. 59. P. 69ff.; 1946. T. 60. P. 103-141; 1947. T. 61. P. 153-210; idem. Les séries d'évangiles des dimanches après la Pentecôte // Maison-Dieu. 1956. N 46. P. 35ff.; Avery M. The Beneventan Lections for the Vigil of Easter and the Ambrosian Chant banned by Pope Stephen IX at Monte Cassino // Studi gregoriani. 1947. T. 10. P. 433; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant // MMB: Subsidia. Oxf., 1947. Vol. 2. Pt. 1; Gajard J. Les récitacions modales des 3e et 4e modes et les manuscrits bénéventains et aquitains // Études gregoriens. 1954. T. 10. P. 9-45; Gamber K. Väterlesungen innerhalb der Messe in beneventanischen Messbüchern // Ephemerides liturgicae. 1960. P. 163ff.; Eisenhöffer L. Die Feier der Ostervigil in der Benediktiner-Abtei S. Silvestro zu Foligno um das Jahr 1100 // Archiv für Liturgiewissenschaft. 1962. Bd. 2. S. 339-371; Schlager K. Ein beneventanisches Alleluia und seine Prosula // Festschrift B. Stäblein. Kassel, 1967; Levy K. Lux de luce: The Origin of an Italian Sequence // Mus. Quarterly. 1971. Vol. 57. P. 40ff.; Ziino A. Polifonia «primitiva» nella Bibliotheca capitolare di Benevento // Annales musicologiques. 1975. N 15. P. 1ff.; Kelly T. The Beneventan Chant. Camb., 1989; Planchart A. E. The Interaction between Montecassino and Benevento // La tradizione dei tropi liturgici. Spoleto, 1990. P. 395-407; idem. Proses in the Sources of Roman Chant and their Alleluias // The Study of Medieval Chant: In Honour of K. Levy / Ed. By P. Geoffrey. Camb., 2001. P. 313-339.


С. И. Никитин

Источник: Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 594-595.

  • К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
  • Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта [ritus] Toletanus.ru. Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024