Антифон - Православная энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"

Антифон

Антифон [греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος - звучащий попеременно; лат. antiphona, церковнослав. антифонъ], в христ. литургической терминологии псалом с припевом, исполняемый антифонно, т. е. с пением 2 хорами поочередно припева (или стихов псалма; см. также Псалмодия), или припев к такому псалму.

Происхождение антифонного пения

ВЗ

Мнение о существовании антифонного пения псалмов еще в ветхозаветном богослужении восходит к святоотеческой лит-ре. Разделение муж. и жен. хоров в описании Песни прор. Моисея (Исх 15. 1-21) толкователи объясняли или как попеременное повторение стихов мужчинами и женщинами вслед за Моисеем, или как повторение женщинами или одной пророчицей Мариам только 1-го стиха (в качестве респонсория) либо всей Песни. В связи с этой Песнью Филон Александрийский (1-я пол. I в.) писал, что хоры евреев для большей гармонии разделялись на муж. и жен. (De agr. 80). По мнению проф. А. А. Олесницкого, из слов прор. Моисея о песнях евреев вокруг золотого тельца (Исх 32. 18) можно заключить, что они тоже пелись попеременно и такой способ исполнения был заимствован евреями из егип. религ. культа. С этим можно сопоставить сообщение Филона (De vita Mos. I 23), что сам прор. Моисей обучался музыке у егип. жрецов (ср.: Деян 7. 22 Clem. Alex. Strom. I 23. 153). Употребленный в Исх 32. 18 евр. глагол  , переведенный Олесницким как «попеременно петь», встречается также в Пс 147. 7 и Ос 2. 21. Вероятность существования в эпоху ВЗ пения 2 хорами подкрепляется упоминаниями о певцах и певицах как при иерусалимском храме (1 Ездр 2. 65; Неем 7. 67), так и вне его (2 Цар 19. 35; Еккл 2. 8, в арам. таргуме на этот стих говорится о создании Соломоном штата певцов и певиц при храме). Попеременное пение упоминается при закладке Второго храма (1 Ездр 3. 10-11): в описании освящения стен Иерусалима при Неемии сказано о шествии с пением 2 хоров по противоположным сторонам (Неем 12. 31-43). Свт. Иоанн Златоуст (Prooemia in Psalmos) считал, что греч. слово «διάψαλμα» (перевод евр.   [selah]), встречающееся в текстах псалмов, является указанием для вступления 2-го хора (см. Диапсалма). О попеременном исполнении может свидетельствовать диалогическая структура и поэтический параллелизм нек-рых псалмов.

Античность

В Др. Греции, где хоровое пение изначально было принадлежностью религ. культа, известно о пении гимнов неск. хорами мальчиков во время Гиакинтий, посвященных Аполлону религ. празднеств, в Лаконии. Частью культа Диониса был дифирамб - танец-песня, иногда с диалогом между «экзархом», руководителем пения, и хором. В древнегреч. драме, по происхождению связанной с дионисийством, хор нередко делился на 2 полухория (Е. Герцман). В античной теории музыки (Псевдо-Аристотель. Проблемы XIX 7, 13, 17, 39; Феон Смирнский. О пользе математики) термин «τὸ ἀντίφωνον» означал интервал в октаву в отличие от термина «τὸ σύμφωνον», применявшегося для унисона. В этом же значении термин «А.» употреблял визант. муз. теоретик Мануил Вриенний (XIV в.).
Терапевты

Филон Александрийский, описывая «священные всенощные» (τὰ ἱερὰ παννυχίδα) егип. иудейской секты терапевтов (De vita contempl. 83-88), упомянул муж. и жен. хоры, поющие как по отдельности, так и вместе, и употребил выражение «откликающиеся и попеременно звучащие песни» (μέλεσιν ἀντήχοις καὶ ἀντιφώνοις) для характеристики совместного звучания хоров, отличающихся по диапазону на октаву. Однако совр. исследователи подвергают сомнению достоверность описания Филона, считая, что оно скорее может отражать греч. идеал созерцательной жизни, а также егип. жреческую практику, чем религ. практику иудейской секты (Е. Матусова).

Раннехрист. богослужение

Первые свидетельства о пении, возможно сходном с антифонным, в христ. богослужении относятся к нач. II в.: в написанном между 107 и 113 гг. письме пропретора Вифинии и Понта Плиния Младшего имп. Траяну говорится о христианах: «Они имели обыкновение в определенный день до рассвета собираться и вместе попеременно (лат. secum invicem) воспевать песнь Христу как Богу» (Plin. Jun. Ep. X 96. 7). Сократ Схоластик (V в.) указывал на появление антифонного пения в нач. II в. в Антиохии, утверждая, что пение А. было впервые введено в антиохийское богослужение сщмч. Игнатием Богоносцем († 107) после видения тому ангелов, воспевавших Пресв. Троицу «попеременно звучащими гимнами» (διὰ τῶν ἀντιφώνων ὕμνων; см. Церк. ист. VI 8. 3). Этот рассказ повторяется в «Библиотеке» Патриарха К-польского Фотия (IX в.) (Phot. Bibl. Cod. 96. P. 81a).

Христ. богослужение IV в.

Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) (Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30).

Антифонное пение очень скоро стало важной частью богослужения монашества IV и последующих веков, внося разнообразие в пение псалмов, особенно во время ночных бдений. Однако термин «А.», по-видимому, не всегда был жестко связан с типом псалмодии. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, описывая практику мон-рей Египта (см. также в ст. «Александрийское богослужение»), Палестины и Месопотамии, говорит о пении псалмов (в Египте и Фиваиде - 12, см. Двенадцати псалмов чин пения) антифонным способом и о завершении на Востоке каждого такого псалма пением «Слава» (т. е. слов «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу») (De inst. coenob. II 2, 4, 8-12; III 8).

Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим, утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50).

В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену, распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (ᾠδὰς ἀντιφώνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζόμενοι κατὰ τὸν τῶν ἀντιφώνων τρόπον).

[Пропущено]

А. в богослужении зап. обрядов

Введение антифонного пения на Западе источники относят приблизительно к тому же времени, что и на Востоке: в Риме оно приписывается папе Дамасу I (366-384; Леринская хроника - Mabillon), в Медиолане (Милане) - свт. Амвросию Медиоланскому (Ɨ 397). Вероятно, распространению антифонного пения способствовало участие греков и сирийцев в Римском Соборе 382 г., на к-ром председательствовал папа Дамас и присутствовал свт. Амвросий (Elberti. P. 202-204). Учреждение последним антифонного пения традиционно связывается с подражанием вост. обычаям и, как и в случае со свт. Иоанном Златоустом, с противостоянием арианам (см. в ст. «Амвросианский обряд»). Введение антифонного пения псалмов в начале мессы (см. Интроит) приписывается папе Целестину I (422-432) (LP. P. 230). Пение А. во время бдения упоминают еп. Никита Ремесианский (Ɨ 414; De utilitate hymnorum. 12-13) и Сидоний Аполлинарий (2-я пол. V в.) (Epistula. V 17. 3). В Галлии прп. Иоанн Кассиан упоминает отличные от вост. (т. е., очевидно, зап.) чины, назначавшие антифонное пение псалмов в количестве 18, 20, 30 и более для ночного и 18 для дневного богослужения (De inst. coenob. II 2).

Значение термина «А.» в ранних памятниках могло варьироваться. Одно из древнейших монашеских правил на Западе (Ordo monasterii. 2), составленное, вероятно, ок. 395 г. свт. Алипием, еп. Тагаста, содержит упоминание о пении 2 А. на малых часах и 4 на вечерне (Taft. P. 94-96). В «Уставе Учителя» (Regula Magistri; Италия, 1-я четв. VI в.) «А.» назывался псалом с рефреном, в качестве к-рого в воскресенья и праздники пели «аллилуия». В службах этого устава А. значительно больше, чем респонсориев (Taft. P. 122-125). В Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Ɨ ок. 549) говорится об антифонном пении псалмов: на бдении (vigilia) - Пс 94 и др. 6 (под воскресенье - 12) изменяемых псалмов (Гл. 9, 11, 15); на будничной утрене - Пс 50 (Гл. 13); на вечерне - 4 псалмов из числа Пс 109-116, 128-132, 143-147 (Гл. 15, 17, 18). На малых часах антифонное пение предписано только для больших общин (Гл. 17) (Taft. P. 135, 139). В то же время А. упоминаются наряду с псалмами, т. е., вероятно, им нетождественны (Гл. 45, 47); можно предположить, что словом «А.» обозначались рефрены к псалмам (Гл. 24). В дни памяти святых и праздники А. должны были соответствовать смыслу празднования (Гл. 14).

В монастырской практике галликанского обряда (Уставы Цезария и Аврелиана Арльских, 1-я пол. VI в.) термин «А.» означал псалом с рефреном или с «аллилуия». А. пелись на всех службах суточного круга, кроме 1-го часа и 2-й ноктурны. 1 А. приходился на 6 обычных псалмов. А. 1-й ноктурны названы «малыми», видимо вследствие их сокращения до неск. стихов. Сведения об антифонном пении в составе кафедрального богослужения содержатся в проповедях Цезария, соч. «О девстве» свт. Авита Вьенского (Ɨ 518 или 525), в 18-м правиле Турского Собора 567 г. (Taft. P. 103-106, 149-151; Elberti. P. 196-197).

В испано-мосарабском обряде VII в. А. назывались рефрены к псалмам, исполнявшиеся попеременно 2 хорами, что видно из сочинений еп. Исидора Севильского (О церковных службах. I. 7, 9; Этимологии. VI 19, 7) и св. Фруктуоза, еп. Браги (Правило для монахов. 3). В исп. и рим. Антифонариях кон. VIII в. А. (обозначаются лат. аббревиатурами: A, AN, ANA) названы исполняемые с псалмом песнопения.

А. в рим. обряде

В лат. литургической терминологии словом «antiphona» обозначается стих-вставка, служащий образцом для распевания следующих за ним псалмовых стихов. Такие А. напоминают ответные стихи (responsae), использовавшиеся в ранней респонсорной псалмодии. Источником текстов А. послужило Свящ. Писание (прежде всего Псалтирь, также Книги пророков, значительно реже Книги Премудрости и НЗ), использовались также акты мучеников, жития святых, образцы христ. поэзии и надписи из базилик. Встречаются переводы из визант. гимнографии (напр., А. октавы Богоявления «Veterem hominem» (Ветхого человека), мелос к-рых сходен с визант. образцами - O. Strunk). Являясь краткими хоралами (10-15 слов или половина библейского стиха) с простой мелодией, ранние А. чаще всего были извлечением из «украшаемого» ими псалма. Музыкальное членение А. четко следовало за поэтической формой. Мелодическое окончание ранних А. определяло тон речитации следующего за ним псалма, а окончание псалмового тона (дифференция) выбиралось с учетом начала певшегося после него А. С X в. А. стали входить в рифмованные службы (officia rhythmata), где псалмовый тон А. соответствовал положению последнего в службе. Образцы мелодий григорианских А. сформировались во 2-й пол. VIII в. Новые А. создавались на их основе путем адаптации мелодии прототипа к новому тексту или с помощью центонизации - «склеивания» разных мелодических формул.

Первоначальной схемой пения было повторение А. после каждого псалмового стиха: A.-1-й стих - А.- 2-й стих - А.- ...- «Слава» «И ныне» - А. Такой порядок пения засвидетельствован Амаларом Мецким (IX в.; PL. 105. Col. 1251). В эпоху высокого средневековья с целью сокращения длительности службы, прежде всего в будни, А. стали петь только в начале и в конце псалма: А.-1-й стих - 2-й стих - ...- «Слава» «И ныне» - А. Эта форма сохраняется в практике католич. богослужения и в наст. время. C XI в. на праздники А. стали повторять еще раз перед «Слава», чтобы А. звучал трижды (этот обычай назывался triumphare psalmis или triplicare).

По месту в богослужении различают А. мессы и А. оффиция. Они насчитывают в общей сложности более 2300 хоралов.

I. На мессе поются: интроит - входной А., офферторий - А. на приношение даров, коммунио - причастный А. Они имеют распевный характер и отличаются самостоятельностью мелодической линии. Вероятно, первоначально исполнялись антифонно со стихами целого псалма, сохранившиеся до наст. времени образцы имеют уже сокращенную форму. С течением времени в интроите остался только 1-й стих псалма, в оффертории и коммунио - ни одного. Одной из причин такого сокращения могло быть введение в богослужение органа, звучание к-рого заполняло промежутки между А.

II. Репертуар А. служб оффиция (matutinum, Laudes (утренние службы), vesperae (вечерня) и др.) более разнообразен и наряду с простыми силлабическими мелодиями включает также мелодически развитые образцы. К ним относятся: А. к псалмам (antiphonae super psalmum букв.- по псалме); А. к библейским песням (antiphonae ad canticum) - к «Magnificat», «Benedictus», «Nunc dimittis» и др.; инвитатории (А., поющиеся с Пс 94 в начале ночной службы); большие А. (antiphonae majores), или «О-антифоны» (начинающиеся с восклицания «О!»), исполняемые на вечерне в последние дни Адвента (17-23 дек.). Самый обширный репертуар (более 1500 хоралов) имеют А. к псалмам. Их мелодии чаще всего объединяют идентичные начальные интонации, что позволило в кон. XIX в. Ф. А. Геварту классифицировать весь репертуар А. по 47 т. н. темам, позднее В. Апель сократил количество тем до 40. А. оффиция помещались в Антифонарии и в Бревиарии. Ранняя форма последнего - Коллектарий - содержала только инципиты А. При переходе к полной форме Бревиария, содержавшей полный текст А., количество их вариантов было сокращено. Ограниченное использование А., характерное для ранней рим. традиции, наблюдается и в реформированном Бревиарии Иннокентия III (нач. XIII в.).

В эпоху средневековья к началу служб оффиция стали присоединять дополнительный раздел из антифонно исполняемых псалмов (3 на малых часах и 5 (4) на vesperae и Laudes; для 2-й, более ранней, части служб было характерно респонсорное пение), увеличивший продолжительность служб, что соответствовало практике монашеского богослужения и оттуда было заимствовано. Содержание псалмов, за исключением больших праздников, не было связано с темой богослужения, они пелись подряд. Антифонные псалмы Псалтири составили основу григорианского Антифонария, изданного в кон. VIII в. В дальнейшем помещались в монастырских и приходских Антифонариях, отличавшихся количеством назначаемых для служб А.

К А. оффиция также относятся не имеющие стихов (и поэтому не являющиеся А. в строгом смысле слова) 4 А. блж. Девы Марии (antiphonae Beatae Mariae Virginis, сокращенно A. B. M. V. или A. В. V. М.), к-рые звучат в конце последней службы суточного круга - в completorium (повечерие) - и поэтому имеют обозначение «antiphonae finales» (заключительные антифоны). К ним относятся «Salve regina» (Здравствуй, Царица), «Alma Redemptoris Mater» (Матерь Кормилица Искупителя), «Ave regina coelorum» (Радуйся, Царица небес) и «Regina coeli» (Царица неба). Эти богородичные А. появились сравнительно поздно, в XI-XII вв., и отличаются интонационной изысканностью. Ранее исполнялись в строгом соответствии с 4 периодами литургического года. В XV-XVI вв. получили полифоническое оформление.

III. Процессиональные А. (antiphonae processionales) исполняются, как и A. B. M. V., без стихов во время праздничных процессий (напр., один из А. на Вербное воскресение - «Бегут навстречу толпы с цветами и пальмовыми ветвями» (Occurrunt turbae cum floribus et palmis)) и имеют повествовательный характер.

Ист.: Aristotelis Opera / Ed. I. Bekker. B., 1831. 1960r. Vol. 2. P. 918-921; Theonis Smyrnaei Expositio rerum mathematicarum / Ed. E. Hiller. Lpz., 1878. P. 48; Gregorius Nazianzenus. Carmina // PG. 37. Col. 513, 747, 1260,1388 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. Собр. творений. Серг. П., 1994р. Т. 2. С. 83, 195, 383); Сократ. Церк. ист. С. 250-251; Феодорит. Церк. ист. С. 105-106; Asterius Sophista. Commentarii in Psalmos quae supersunt / Ed. M. Richard. Oslo, 1956. P. 3-245; Palladius. Hist. Laus. (Bartelink). P. 241 (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 150); Созомен. Церк. ист. С. 563; Joannes Chrysostomus. Prooemia in Psalmos // PG. 55. Col. 533 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 595-596); Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30 // PG. 139. Col. 1390; Герман, свт. Сказание. С. 56-59; СДЛ. Вып. 2. С. 58-59; Borgia N. Il commentario liturgico di s. Germano Patriarca Constantinopolitano e la versione latina di Anastasio Bibliotecario. Grottaferrata, 1912; Дмитриевский А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; Николай Кавасила. Изъяснение. С. 16-17; Simeon Thessalonicensis. De sacra precatione // PG. 155. Col. 556, 624-649 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 404, 472-499); Ordo monasterii // De Brune D. La premiere regle de s. Benoit // RBen. 1930. T. 42. P. 318-319; Устав прп. Венедикта // Древние иноческие уставы. С. 610-611, 613-616, 619, 630-632, 645; Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis // PL. 83. Col. 737-738; Niceta di Remesiana. Catechesi preparatorie al battesimo / Trad. di C. Ricci. R., 1985. P. 238-241; Corpus Antiphonalium Officii. R., 1968. Vol. 3: Invitatoria et antiphonae / Еd. R.-J. Hesbert; Antiphonale Monasticum pro diurnis horis. Tournai, 1934; Antiphonale Sacrosanctae Romanae ecclesiae pro diurnis horis. Tournai, 1924; Antiphonarium Eremi Beatae Virginis Mariae ad Laudes et Vesperas / Еd. R. Bannwart. Einsiedeln, 1987; Paléographie musicale. Tournai, 1922-1925. Vol. 12: Antiphonaire monastique (XIII siècle): Le codex F. 160 de la Bibl. de la cathedrale de Worcester; Нотный сб. православного русского пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия; Щепкина М. Б. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1977; Антифоны на литургии: Изобразительные, праздничные, вседневные / Сост. Е. С. Кустовский. М., 1998.

Лит.: Mabillon J. Praefatio //Acta Sanctorum Ordinis S. Benedicti in saeculorum classes distributa. P., 1668-1685. Vol. 1; idem. Praefatio// Ibid. Vol. 4: Saeculum IV. N 210; Christ, Paranikas. Anthologia. P. LVIII-LIX; Олесницкий А. А. Древнееврейская музыка и пение // ТКДА. 1871. № 11. С. 14-116; № 12. С. 370-371, 383; Никольский. Устав; Χρυσοστομικα: Studi e richerche intorno a S. Giovanni Crisostomo. R., 1908. P. 359-969; Скабалланович. Толковый Типикон; Petit L. Antiphone dans la Liturgie Grecque // DACL. T. 1. Col. 2461-2488; Leclercq H. Antienne: Liturgie // DACL. T. 1. Col. 2282-2319; Strunk O. The Byzantine Office at Hagia Sophia. Camb. (Mass.), 1955-1956. (DOP; 9-10); idem. The Antiphons of the Oktoechos // J. of American Musicological Studies. 1960. Vol. 13. P. 50-67; idem. The Latin Antiphons for the Octave of the Epiphany // Mélanges G. Ostrogorsky. Belgrade, 1963-1964. P. 417; Jungmann J. A. The Early Liturgy. L., 1959. P. 286-287; idem. Pastoral Liturgy. Challoner, 1962. P. 148-162; Mateos J. L'office divin chez lez chaldéens // La prière des heures. P., 1963. P. 264-265. (Lex orandi; 35); idem. La psalmodie dans la rite byzantine // Prochè-Orient Chrétien. 1965. T. 51. P. 107-126; idem. Célébration; Paverd F. van de. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des Vierten Jh.: Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomos. R., 1970. (OCA; 187); Γεωργίου Κ. ῾Η ἑβδομαδιαία ἀντιφωνικὴ κατανομὴ τῶν ψαλμῶν καὶ τῶν ᾠδῶν, εἰς τὰς ἀκολουθίας ῾Εσπερινοῦ καὶ ̀ρδβλθυοτεΟρθρου: Diss. / Pontificium Inst. Orient. R., 1976; Grisbrooke W. J. The Divine Office: The Formative Period: Cathedral and Monastic Offices // Study of Liturgy. P. 363-367; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам визант. Евхология. Л., 1979. С. 273-289; он же. Молитвы и псалмопение по к-польскому песненному последованию: Доп. к дис. СПбДА 1978 г. «Как молились Богу древние византийцы». Рим, 1997; Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения (῾Η ῾Αγρυπνία) на Православном Востоке и в Русской Церкви: Гл. 6 // БТ. 1978. Сб. 19. С. 3-67; он же. Византийская литургия // БТ. 1980. Сб. 21. С. 5-53; 1981. Сб. 22. С. 68-115; 1982. Сб. 23. С. 5-58; Taft. Liturgy of the Hours; Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 70, 180-182, 196; Schkolnik I. Alleluiaria by Theodore the Studite and the tradition of disrtibuted Psalter in Byzantine Rite // Musica Antiqua Europe Orientalis. Acta Musicdogica. Bydgoszcz, 1997. P. 77-87; Elberti A. La liturgia delle ore in Occidente. R., 1998; Матусова Е. Д. Филон Александрийский - комментатор Ветхого Завета // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 11-12; Живаева О. О традиции псалмопения в Др. Руси: (Вопросы истории и певч. практики): Дипломная работа / МГК. М., 2001. Ркп.


Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова

Источник: Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 554-560.

  • К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
  • Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта [ritus] Toletanus.ru. Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024