Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Тёмная утреня

Тёмная утреня, тёмная полуношница (лат. Tenebrae — досл. «темнота») — в римском обряде до литургической реформы 2-й пол. XX в. особые службы суточного богослужебного круга (Литургия часов) в последние 3 дня Страстной недели. Т.у. представляет собой утреню (Matutinum), к которой присоединены лауды (Laudes); традиционно ее служили вече ром накануне соответствующих дней (либо даже глубокой ночью).

Особенностью Т.у., обусловившей ее название, является то, что по ходу ее совершения внутр. пространство храма постепенно погружается во тьму, так что заключительная часть происходит в полной темноте.

В пресвитерии устанавливается герция (позднелат. herein, от лат. hirpex — «борона») — подсвечник в форме симметричного вертикального треугольника, на котором в начале службы горят 15 свечей (помимо них и шести свечей на алтаре освещение храма ограничивается минимальным количеством светильников). После каждого из 14 псалмов, входящих в состав Т.у., гасится одна свеча; затем, после Песни Захарии, гасят свечи на алтаре и все прочие светильники в храме, а последнюю свечу, горящую на вершине герции, прячут за алтарь, и в воцарившейся темноте читается или поется покаянный Пс 51.

Погружение храма во мрак наделено глубоким символическим смыслом: мрак, охватывающий весь мир и готовый поглотить не только творение, но и Самого Творца, — один из лейтмотивов Страстной недели. Параллельно наступлению «часа Иисуса» (ср. Ин 13, 1; 17, 1) настает и час «власти тьмы» (ср. Лк 22, 53), которая на время торжествует зримую победу; приближение смерти Иисуса Христа сопровождается тем, что меркнет свет (ср. Мф 27, 45; Мк 15, 33; Лк 23, 44-45).

После заключительной молитвы, произносимой в темноте, богослужебные рубрики предписывают «шум и грохот» {fragor et strepitus) — символическое напоминание о землетрясении, которым сопровождалась смерть Иисуса (Мф 27, 51). Способы извлечения подобных звуков могут быть различными, в зависимости от традиций конкретного храма (громкое захлопывание богослужебных книг, стучание книгами по скамьям или откидными частями сидений по неподвижным, топанье и т.п.).

В завершение службы спрятанную горящую свечу в тишине выносят из-за алтаря и устанавливают на нем, что символизирует победу воскресшего Христа над властью тьмы.

Возможно, немалая доля символических толкований Т.у. сложилась сравнительно поздно. Напр., производимый в конце Т.у. грохот, по-видимому, был первоначально лишь знаком, по которому служители покидали пресвитерий. По некоторым предположениям, засвидетельствованный в рим. литург. традиции по меньшей мере с VIII в. обычай уменьшать количество светильников в ходе ночного бдения в Страстную пятницу был продиктован утилитарными соображениями: по мере приближения восхода солнца естественная освещенность храма увеличивалась, что позволяло экономить на использовании светильников, расход которых был в силу продолжительности богослужения весьма велик. Однако более вероятно, что изначально имел место осн. символизм Т.у.: предваряя бдение навечерия Пасхи, в котором обильное использование светильников знаменовало торжество радости и света, ночное бдение Страстной пятницы (позже распространившееся и на две обрамляющие его ночи), напротив, выражало идею опустошения храма. Это подтверждается в т.ч. некоторыми из входящих в состав Т.у. текстов, которые присутствовали уже в наиболее ранних из засвидетельствованных ее форм.

В каждый из дней, когда совершается Т.у., 3 чтения 1-го из ноктурнов утрени представляют собой последовательную череду фрагментов Книги -»Плача Иеремии, которая, т.о., в течение трех дней прочитывается целиком. Скорбь в.-з. праведника о разрушении Иерусалимского храма как места присутствия Бога проецируется литургией Т.у. на еванг. события Страстей и смерти Христа. Каждый из фрагментов Плача Иеремии завершается рефреном «Иерусалим, Иерусалим, обратись ко Господу Богу твоему», который по смыслу перекликается с обращенными к Иерусалиму словами Христа в преддверии Его страданий (ср. Мф 23, 37-39).

По традиции Плач Иеремии читается нараспев на особую григорианскую мелодию. С позднего Средневековья мн. авторы стали сочинять собственную музыку для Плача, в т.ч. полифоническую, которая могла исполняться группой певчих. Известные образцы этого жанра принадлежат Дж.П. да Палестрине, Т. Таллису, О. ди Лассо, К. Джезуальдо и др. Особое развитие он приобрел в XVII-XVIII вв. во Франции под названием Legons des Tenebres (Чтения Темной утрени): его образцы создавались М.-А. Шарпантье, Ф. Купереном, М.-Р. де Лаландом и др. Интерес к этому жанру возродился и в Новейшее время: ср. Lamentatio feremiae prophetae Э. Кренека, Lamentaciones de Jeremias Propheta А. Джи- настеры, Threni И.Ф. Стравинского, Logons des Tenebres M. Ландовского.

Для Т.у. мн. композиторы создавали также сочинения на текст Пс 51; одно из них мотет Г. Аллегри Miserere, который в течение ряда веков по традиции пели в Сикстинской капелле на Т.у. Страстной пятницы.

В числе первых шагов литург. реформы в сер. XX в. был пересмотр богослужений Страстной недели и Пасхи. Декретом Свящ. Конгрегации обрядов от 16.11.1955 Maxima redemptionis nostrae mysteria, утвердившим реформированный Чин Страстной недели, было предписано (ввиду переноса гл. богослужений последних трех дней с утра на вечер) совершать Т.у. утром, а не вечером накануне; исключение было сделано для Великого четверга в кафедральных соборах, если утром этого дня там совершается месса освящения елеев (п. 5). Вследствие дальнейшей реформы Римского бревиария, результатом которой стало издание в 1971 Литургии часов, утреня и лауды каждого из последних трех дней Страстной недели были заменены, соответственно, Часом чтений и утреней (хвалами утренними), существенно отличными от прежних по структуре и составу текстов. В них отсутствуют осн. темы прежних последований Т.у., равно как и не предписываются прежние жесты, в т.ч. гашение свечей. Тем не менее в ряде стран в некоторых приходах и монаш. обителях сохраняется обычай постепенного гашения свечей во время служб, предписанных реформированной Литургией часов (местами практикуется и обычай произведения заключительного шума). Кроме того, в некоторых местах герцию используют на гл. богослужении Страстной пятницы, когда при чтении Страстей по Иоанну постепенно гасят установленные на ней свечи.

В прежнем виде Т.у. сохранялись в традиционалистских катол. общинах. После упрощения в 2007 Папой Бенедиктом XVI (Й. Ратцингер) доступа для всех желающих католиков к дореформенному богослужению (с тех пор именуемому экстраординарной формой рим. обряда) возросло число мест, где Т.у. совершается по дореформенному бревиарию. В моек, кафедр, соборе Непорочного Зачатия Преев. Девы Марии Т.у. в последние годы совершается поздним вечером в один из трех дней, предшествующих навечерию Пасхи.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1283-1285.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024