Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Креcтнoe знамение

Креcтнoe знамение (греч. τό του σταυρού σημεΐον, лат. cnicis signatio)— литург. жест, изображение верукющми знака Креста Господня (рукой или к.-л. литург. предметом) во время личной молитвы или богослужения, форма К.з., возможно, имеет еще в.-з. корни: во мн. раннехрист. текстах знак Креста изображался в форме «тав», последней буквы евр. алфавита, символизировавшей Бога (ср. Иез 9, 4 — масоретский текст и Вульгата); ко времени появления христианства имя Бога — «Яхве» передавалось на евр. надгробиях с помощью прямого или косого креста. Христиане, прибавив к этим значениям ассоциацию с формой орудия казни Иисуса и с первой буквой греч. слова «Χριστός», стали использовать эти знаки как символы посвящения верных Христу.

В раннехрист. Церкви К.з. совершалось правой рукой (часто одним пальцем) отдельно на разных частях тела чаще на лбу, но также на груди, устах, глазах, руках, плечах (ср. совр. малое К.з. в лат. обряде). Свидетельства о совершении К.з. присутствуют в текстах III в. (напр., в соч. Тертуллиана De corona militis III, 4).

К.з. стало одной из форм благословения — как во время богослужения, так и вне его. К.з. совершалось над готовящимися к крещению катехуменами и новорожденными младенцами, над поставляемыми клириками, над крещальной водой, миром, евхарист. дарами и т.п. Благословение с помощью К.з. совершалось по-разному: одним или неск. вытянутыми пальцами, а также открытой кистью руки. На памятниках ранней христ. иконографии (как на Востоке, так и на Западе) благословляющая рука (Иисуса Христа, епископов, святых) часто изображена с вытянутыми указательным и средним перстами (что символизирует две природы во Христе — Божественную и человеческую) и сложенными вместе тремя остальными. Широкое распространение этой формы К.з. было, вероятно, обусловлено спорами с монофизитством. Форма совершения К.з. тремя перстами могла символизировать Пресв. Троицу.

С течением времени формы К.з. стали унифицироваться в рамках местных церковно-культ. традиций. Неизменной осталась последовательность жестов при осенении: сначала вертикальный жест (сверху вниз), затем — горизонтальный.

Влат. обряде осенение себя малым К.з. совершается большим пальцем (изображается знак креста поочередно на лбу, устах и груди). Большое К.з. первоначально осуществлялось тремя пальцами правой руки. Так, в нач. ХШ в. Папа Иннокентий III в соч. De sacro altaris mysterio предписывал совершать К.з. тремя пальцами правой руки так, чтобы движение совершалось сначала сверху вниз, а потом справа налево. Однако впоследствии общеупотребительной на Западе стала практика совершения К. з. открытой кистью руки в направлении сверху вниз и слева направо. Этот молитвенный жест был окончательно зафиксирован после Тридентской реформы (XVI в.). Во время мессы верующие совершают К.з. При начальных и заключительных обрядах; предстоятель осеняет дары К.з. во время молитвы об их освящении; малое К.з. совершается всеми верующими перед чтением Евангелия. К.з. обычно сопровождает или завершает определенную (обычно краткую) вероисповедную формулу, напр., малую доксологию («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков»). В каролингскую эпоху на Западе К.з. совершалось после призывания Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Греки обычно осеняли себя К.з. при произнесении молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». К.з. в богослужении может означать печать Христа (на частях тела катехумена в знак полной принадлежности его Христу); исповедание веры во Христа; подтверждение власти Христа над нечистыми духами (при экзорцизме); призывание благодати Божией; благословение людей или предметов. До литург. реформы II Ватиканского собора священники благословляли Св. Дары двумя вытянутыми перстами (указательным и средним); таким же образом благословляли народ Римские папы.

В совр. визант. традиции осенение себя К.з. совершается поочередным прикосновением ко лбу, груди, правому и левому плечам (горизонтальное движение — справа налево) соединенными вместе большим, указательным и средним пальцами, безымянный палец и мизинец в это время остаются прижатыми к ладони. Сложение вместе трех пальцев толкуется при этом как символ Троицы, а двух пальцев — как символ двух природ Христа — Божественной и человеческой. Более ранней формой было двуперстие — К.з. с вытянутыми вместе указательным и средним пальцами и сложенными вместе большим, безымянным пальцами и мизинцем, несущее ту же смысловую нагрузку, что и троеперстие. Двуперстие пришло на Русь из Византии еще во времена крещения Руси. Впоследствии греки унифицировали форму К.з., сменив двуперстие на троеперстие (по-видимому, в ΧΙΙ-ΧΙΠ вв., поскольку еп. Пётр Дамаскин в сер. XII в. еще писал о двуперстии); у русских же прежний обычай оставался без изменений (троеперстие, ставшее известным на Руси не позднее XV в., осуждалось на Стоглавом соборе в 1551), пока патр. Никон в качестве первой из своих реформ (1653-56) не привел рус. практику перстосложения при К.з. в соответствие с современной ему греческой. Вопрос о форме К.з. стал одним из ключевых в полемике старообрядцев со сторонниками никоновской реформы (старообрядчество).

С. Никитин

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1365-1367.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024