К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Креcтнoe знамение
Креcтнoe
знамение
(греч. τό
του σταυρού σημεΐον, лат. cnicis
signatio)—
литург.
жест, изображение верукющми знака Креста
Господня (рукой или к.-л. литург. предметом)
во время личной молитвы или богослужения,
форма К.з., возможно, имеет еще в.-з. корни:
во мн. раннехрист. текстах знак Креста
изображался в форме «тав», последней
буквы евр. алфавита, символизировавшей
Бога (ср. Иез 9, 4 — масоретский текст и
Вульгата);
ко
времени появления христианства имя
Бога — «Яхве» передавалось на евр.
надгробиях с помощью прямого или косого
креста. Христиане, прибавив к этим
значениям ассоциацию с формой орудия
казни Иисуса и с первой буквой греч.
слова «Χριστός»,
стали
использовать эти знаки как символы
посвящения верных Христу.
В
раннехрист. Церкви К.з. совершалось
правой рукой (часто одним пальцем)
отдельно на разных частях тела чаще на
лбу, но также на груди, устах, глазах,
руках, плечах (ср. совр. малое К.з. в лат.
обряде). Свидетельства о совершении
К.з. присутствуют в текстах III в. (напр.,
в соч. Тертуллиана De
corona militis III,
4).
К.з.
стало одной из форм благословения —
как во время богослужения, так и вне
его. К.з. совершалось над готовящимися
к крещению катехуменами и новорожденными
младенцами, над поставляемыми клириками,
над крещальной водой, миром, евхарист.
дарами и т.п. Благословение с помощью
К.з. совершалось по-разному: одним или
неск. вытянутыми пальцами, а также
открытой кистью руки. На памятниках
ранней христ. иконографии (как на Востоке,
так и на Западе) благословляющая рука
(Иисуса Христа, епископов, святых) часто
изображена с вытянутыми указательным
и средним перстами (что символизирует
две природы во Христе — Божественную
и человеческую) и сложенными вместе
тремя остальными. Широкое распространение
этой формы К.з. было, вероятно, обусловлено
спорами с монофизитством. Форма совершения
К.з. тремя перстами могла символизировать
Пресв. Троицу.
С
течением времени формы К.з. стали
унифицироваться в рамках местных
церковно-культ. традиций. Неизменной
осталась последовательность жестов
при осенении: сначала вертикальный жест
(сверху вниз), затем — горизонтальный.
Влат.
обряде осенение себя малым К.з. совершается
большим пальцем (изображается знак
креста поочередно на лбу, устах и груди).
Большое К.з. первоначально осуществлялось
тремя пальцами правой руки. Так, в нач.
ХШ в. Папа Иннокентий III в соч. De
sacro altaris mysterio
предписывал совершать К.з. тремя пальцами
правой руки так, чтобы движение совершалось
сначала сверху вниз, а потом справа
налево. Однако впоследствии
общеупотребительной на Западе стала
практика совершения К. з. открытой кистью
руки в направлении сверху вниз и слева
направо. Этот молитвенный жест был
окончательно зафиксирован после
Тридентской реформы (XVI
в.). Во время мессы верующие совершают
К.з. При начальных и заключительных
обрядах; предстоятель осеняет дары К.з.
во время молитвы об их освящении; малое
К.з. совершается всеми верующими перед
чтением Евангелия. К.з. обычно сопровождает
или завершает определенную (обычно
краткую) вероисповедную формулу, напр.,
малую доксологию («Слава Отцу, и Сыну,
и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки
веков»). В каролингскую эпоху на Западе
К.з. совершалось после призывания Троицы:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Греки обычно осеняли себя К.з. при
произнесении молитвы «Святый Боже,
Святый Крепкий, Святый Бессмертный,
помилуй нас». К.з. в богослужении может
означать печать Христа (на частях тела
катехумена в знак полной принадлежности
его Христу); исповедание веры во Христа;
подтверждение власти Христа над нечистыми
духами (при экзорцизме); призывание
благодати Божией; благословение людей
или предметов. До литург. реформы II
Ватиканского собора священники
благословляли Св. Дары двумя вытянутыми
перстами (указательным и средним); таким
же образом благословляли народ Римские
папы.
В
совр. визант. традиции осенение себя
К.з. совершается поочередным прикосновением
ко лбу, груди, правому и левому плечам
(горизонтальное движение — справа
налево) соединенными вместе большим,
указательным и средним пальцами,
безымянный палец и мизинец в это время
остаются прижатыми к ладони. Сложение
вместе трех пальцев толкуется при этом
как символ Троицы, а двух пальцев — как
символ двух природ Христа — Божественной
и человеческой. Более ранней формой
было двуперстие
— К.з. с вытянутыми вместе указательным
и средним пальцами и сложенными вместе
большим, безымянным пальцами и мизинцем,
несущее ту же смысловую нагрузку, что
и троеперстие.
Двуперстие пришло на Русь из Византии
еще во времена крещения Руси. Впоследствии
греки унифицировали форму К.з., сменив
двуперстие на троеперстие (по-видимому,
в ΧΙΙ-ΧΙΠ
вв.,
поскольку еп. Пётр Дамаскин в сер. XII в.
еще писал о двуперстии); у русских же
прежний обычай оставался без изменений
(троеперстие, ставшее известным на Руси
не позднее XV в., осуждалось на Стоглавом
соборе в 1551), пока патр. Никон в качестве
первой из своих реформ (1653-56) не привел
рус. практику перстосложения при К.з. в
соответствие с современной ему греческой.
Вопрос о форме К.з. стал одним из ключевых
в полемике старообрядцев со сторонниками
никоновской реформы (старообрядчество).
С.
Никитин
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1365-1367.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.