К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Полунощница
Полунощница
(греч. μεσονυκτικόν)
—
в визант. и ряде др. литург. традиций
одно из богослужений суточного круга.
П. является первой из часовых служб
начавшегося дня: она открывает собой
новый день после ночного сна; ввиду
монаш. практики вставать еще затемно,
задолго до рассвета, П. совершается во
2-й пол. ночи, но, как правило, не строго
в полночь.
В
визант. обряде различаются
вседневная, субботняя и воскресная
П. Вседневная состоит из чтения Пс 50 и
Пс 118,
Никео-Константинополъского символа
веры, песнопения
Се жених грядет в полунощи,
Пс 120 и Пс 133 и тропарей; субботняя и
воскресная П. содержат некоторые отличия
от вседневной. Согласно визант. монаш.
традиции, П. призвана напоминать
полуночную молитву Христа перед принятием
Им добровольных страданий, а также
поддерживать постоянную память о дне
Его второго пришествия, которое, по
распространенному в Церкви верованию,
основанному на некоторых словах Иисуса
(ср. Мф 25, 1-13), должно произойти именно в
полночь.
Утреннее
молитвенное правило
в правосл. молитвословах во мн. местах
дублирует тексты чина П.
Особое
место принадлежит
пасхальной
П., которая в сложившемся богослужебном
обиходе визант. обряда предваряет
утреню, открывающую праздник Пасхи.
Пасхальная П. содержит повторение чтения
канона Святой субботы, т.о. замыкая собой
Страстную неделю (седмицу).
В
визант. обряде П. остается исключительно
монаш. службой. Единственным исключением
в приходской богослужебной практике
является пасхальная П.
В
рим. традиции функциональным соответствием
П. была утреня (matutinum),
в древности называвшаяся также бдением
(vigiliae),
которая состояла из 1 или 3 ноктурнов
(доел, «ночных»): исходно она начиналась
ок. 2 ч ночи, но в эпоху зрелого Средневековья
возникла тенденция переносить ее на
вечер накануне. При общинном служении
обычно непосредственно после утрени
совершались лауды
(laudes).
Особенным
богослужением в рим. традиции была
темная
П.
(tenebrae—
досл. «мрак»), представлявшая собой
соединение утрени и лауд четверга,
пятницы и субботы Страстной недели и
совершавшаяся поздним вечером накануне
каждого из этих дней. Темная П. начиналась
при свете 15 свечей, горевших на большом
подсвечнике в форме вертикального
треугольника. После каждого из 15 псалмов,
входивших в последование, гасилась одна
свеча; постепенно храм погружался по
мрак, и завершающая часть службы
совершалась в полной темноте. Это имело
многоплановую символику (временное
наступление власти князя тьмы, наступление
тьмы во время распятия Иисуса, Его
сошествие во ад). В конце темной П. имел
место также предписанный рубриками
«шум и грохот»; это напоминало о
землетрясении, которым сопровождалась
смерть Христа.
После
литургической реформы 2-й пол. XX в. темная
П. не была сохранена в составе Литургии
часов, однако аналогичные ей богослужения
последних дней Страстной недели с
постепенным гашением свечей совершаются
во мн. регионах.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1607-1608.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.