Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Полунощница

Полунощница (греч. μεσονυκτικόν) — в визант. и ряде др. литург. традиций одно из богослужений суточного круга. П. является первой из часовых служб начавшегося дня: она открывает собой новый день после ночного сна; ввиду монаш. практики вставать еще затемно, задолго до рассвета, П. совершается во 2-й пол. ночи, но, как правило, не строго в полночь.

В визант. обряде различаются вседневная, субботняя и воскресная П. Вседневная состоит из чтения Пс 50 и Пс 118, Никео-Константинополъского символа веры, песнопения Се жених грядет в полунощи, Пс 120 и Пс 133 и тропарей; субботняя и воскресная П. содержат некоторые отличия от вседневной. Согласно визант. монаш. традиции, П. призвана напоминать полуночную молитву Христа перед принятием Им добровольных страданий, а также поддерживать постоянную память о дне Его второго пришествия, которое, по распространенному в Церкви верованию, основанному на некоторых словах Иисуса (ср. Мф 25, 1-13), должно произойти именно в полночь.

Утреннее молитвенное правило в правосл. молитвословах во мн. местах дублирует тексты чина П.

Особое место принадлежит пасхальной П., которая в сложившемся богослужебном обиходе визант. обряда предваряет утреню, открывающую праздник Пасхи. Пасхальная П. содержит повторение чтения канона Святой субботы, т.о. замыкая собой Страстную неделю (седмицу).

В визант. обряде П. остается исключительно монаш. службой. Единственным исключением в приходской богослужебной практике является пасхальная П.

В рим. традиции функциональным соответствием П. была утреня (matutinum), в древности называвшаяся также бдением (vigiliae), которая состояла из 1 или 3 ноктурнов (доел, «ночных»): исходно она начиналась ок. 2 ч ночи, но в эпоху зрелого Средневековья возникла тенденция переносить ее на вечер накануне. При общинном служении обычно непосредственно после утрени совершались лауды (laudes).

Особенным богослужением в рим. традиции была темная П. (tenebrae— досл. «мрак»), представлявшая собой соединение утрени и лауд четверга, пятницы и субботы Страстной недели и совершавшаяся поздним вечером накануне каждого из этих дней. Темная П. начиналась при свете 15 свечей, горевших на большом подсвечнике в форме вертикального треугольника. После каждого из 15 псалмов, входивших в последование, гасилась одна свеча; постепенно храм погружался по мрак, и завершающая часть службы совершалась в полной темноте. Это имело многоплановую символику (временное наступление власти князя тьмы, наступление тьмы во время распятия Иисуса, Его сошествие во ад). В конце темной П. имел место также предписанный рубриками «шум и грохот»; это напоминало о землетрясении, которым сопровождалась смерть Христа.

После литургической реформы 2-й пол. XX в. темная П. не была сохранена в составе Литургии часов, однако аналогичные ей богослужения последних дней Страстной недели с постепенным гашением свечей совершаются во мн. регионах.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1607-1608.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 21 Сентября
    In Nativitate Gloriose Virginis Marie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1348
    Сессий: 15
    Сейчас на сайте: 5







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017