К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Аллилуарий в литургиях зап. обрядов
Аллилуарий [греч. ἀλληλουϊάριον], изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия. А. состоит из неск. (1, 2 или 3) стихов псалмов, перемежаемых пением аллилуия. В А. слово «аллилуия», чаще всего служащее припевом к псалмам и др. песнопениям, является самостоятельной песнью. Николай Кавасила (XIV в.) объяснял это следующим образом: «После Трисвятой песни читается Апостольская книга, а потом, когда Церковь пропоет Богу гимн (аллилуия.- Ред.), читается и само Евангелие… при Апостоле мы поем гимн с прошением… а при Евангелии совершаем песнопение без прошения, чтобы знать нам, что через Евангелие знаменуется Христос, Которого обретшие имеют всё… и имеющим всё нет надобности просить Его о чем-либо» (Николай Кавасила. С. 22-23). Стихи А. обычно подобраны так, чтобы соответствовать содержанию евангельского чтения. Возникновение развитой системы А. обычно возводится к иерусалимской богослужебной традиции.
[Пропущено]
А. в литургиях зап. обрядов
Одно из первых упоминаний о пении «аллилуия» на Западе принадлежит блж. Августину († 430), к-рый сообщает о пении А. в африкан. Церквах в период Пятидесятницы (Augustinus Hipponensis. Ennarationes in psalmos. Ps. 110 // PL. 37. Col. 1938) и по воскресным дням в течение всего года (Idem. Epistula ad Ianuario // PL. 23. Col. 215). О рим. практике сер. V в. пишет Созомен: «Один раз в году поют в Риме аллилуия, в первый день праздника Пасхи» (Созомен. Церк. ист. VII 19. 4). Св. папа Григорий I Великий († 604) сообщает, что в его время установление обычая пения А. за мессой рим. обряда только в период от Пасхи до Пятидесятницы традиционно возводилось ко времени папы Дамаса (366-384); считали, что указанный обычай повторял практику Иерусалимской Церкви и установился благодаря блж. Иерониму Стридонскому († 420). Сам свт. Григорий говорит, что в его время А. употреблялся за мессой и вне Пятидесятницы (Grigorius Magnus. Epistulae. IX 12 // PL. 77. Col. 956). Впосл. в Римской Церкви установилась практика пения А. в течение всего года, за исключением Адвента и Великого поста, хотя во времена Амалара Симфозия (1-я пол. IX в.) еще велись споры по этому вопросу (Cabrol. Alleluia. Col. 1237); древний обычай пения «аллилуия» только в пасхальное время превратился в практику многократного повторения этого слова в составе пасхальных антифонов и др. песнопений. А., как часть мессы, на Западе называется просто «Alleluia»; А. присутствовал во всех зап. обрядах, кроме галликанского (что не исключало широкого использования слова «аллилуия» за богослужением и этого обряда) (см. Leclerq; Cabrol).
А. рим. мессы принадлежит к календарно изменяемым частям богослужения (см. Проприй). Он состоит из двукратного «alleluia», стиха (лат. versus) и последнего псалма «alleluia». Согласно утвержденному Тридентским Собором (1545) порядку рим. мессы А. исполнялся после градуала перед чтением Евангелия, тексты А. помещались в Graduale Romanum. В дни Великого поста, в покаянные дни Адвента и на заупокойной мессе (см. Реквием) в тридентском чине мессы А. заменялся на тракт. После литургических реформ Ватиканского II Собора Евангелие стало предваряться не одним, а двумя чтениями; послереформенный (см. Novus ordo) Миссал 1975 г. и комментарий к нему (Institutio Generalis Missalis Romani. № 37-40) предписывают петь респонсорный псалом или градуал после первого чтения, А.- после второго перед Евангелием; существует практика пения А. после Евангелия. Послереформенные Миссал и Лекционарий поощряют участие всех молящихся в пении А. и предписывают петь его стоя. В нек-рые дни (в пост и др.) А. может заменяться трактом или «стихом перед Евангелием». Если перед Евангелием только одно чтение, А. может объединяться с респонсорным псалмом или опускаться.
В амвросианском обряде А. поется, как и в рим., после градуала; в нек-рые праздники между А. и Евангелием вставляется антифон (Lodi. P. 921). В испано-мосарабском обряде А. называется Laudes (лат.- Хвалитны) и поется после Евангелия следующим образом: сначала «аллилуия» единожды, затем один или неск. стихов и снова «аллилуия»; начиная со 2-й недели Великого поста поются одни стихи без «аллилуия» (Ibid. P. 1150; ср. P. 1145, 1148). В галликанском обряде А. отсутствует, перед и после чтения Евангелия поется Трисвятое; галликанская месса, как и испано-мосарабская, содержит Laudes с припевом «аллилуия», однако они поются после оффертория (Ibid. P. 1027).
Ист.: [...] Lodi. Enchiridion [...]
Лит.: [...] Cabrol F. Alleluia: Acclamation liturgique // DACL. Vol. 1. Col. 1231-1246; Rücker A. Die wechselnden Gesangsstücke der ostsyrischen Messe // Jahrbuch für Liturgiewissenschaft. Münster, 1921. T. 1. S. 66, 78; Leclerq H. Messe // DACL. Fasc. 118. Col. 655, 677-678, 692, 698, 719, 720; Raes. Introductio. P. 76-79; [...] Martimort A.-G. Origine et signification de l'Alleluia de la messe romaine // Mens concordet voci: Pour Mgr. A.-G. Martimort à l'occasion de ses 40 années d'enseignement et des vingt ans de la Constitution Sacrosanctum Concilium. P., 1983. P. 95-122; Ekenberg A. Cur cantatur? Die Funktionen Gen Gesanges nach den Autoren der Karolingerzeit. Stockholm, 1987. Р. 46-53; O'Mahony T. J. Alleluia // The Catholic Encyclopedia // http://www.newadvent. org/cathen/01319b.htm [Электр. ресурс]; Cabrol F. The Mass of the Western Rites // http://www.ewtn.com/library/liturgy/mass. txt [Электр. ресурс].М. С. Желтов, С. В. ТитовИсточник: Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 30-34.
К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта . Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.