К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Velatio
Velatio [от лат. velum - парус, завеса, плат], лат. церковный обряд, заключающийся в возложении на голову особого плата. Встречается в чинах посвящения дев (V. virginum) и заключения брака (V. nuptialis или coniugalis).
Во мн. древних обществах покровение или, наоборот, обнажение головы имело религ. или социальное значение (см., напр., Plut. Aetia Romana. 10-14); этому уделяется внимание и в ВЗ (см., напр.: Исх 28. 40; Лев 8. 9; 10. 6; 13. 45; 21. 10; 2 Цар 15. 30; Иер 14. 4; Иез 24. 23). Хотя вопрос о покровении головы ставился уже в ранней Церкви (1 Кор 11. 5-10), в качестве особого обряда V. отмечается в письменных памятниках только с IV в., когда он уже входил в рим. чин посвящения дев. Присутствует он и в древнейших (IV-V вв.) из описаний зап. чинов церковного благословения брака. Происхождение обряда неясно; возможно, он восходит к античному рим. обычаю в день бракосочетания возлагать на невесту flammeum - плат огненно-красного цвета (см. ст. Брак, разд. Чинопоследование благословения брака), и тогда в брачном чине этот обряд является прямым заимствованием античного, а в чин посвящения дев он перешел из брачной церемонии, когда дева уподобляется невесте Христа. впрочем, не исключено и обратное - чин посвящения дев (к-рый мог претерпеть влияние античного рим. обряда посвящения служительниц при храмах) мог сам повлиять на брачное благословение. Возможность двоякой интерпретации обряда V. позволяет, в частности, увидеть в древнейшем его изображении, сохранившемся в катакомбах Присциллы (III в.), как благословение брака, так и посвящение девы.
В чине посвящения девы
первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13 // PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский (Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense / Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum / Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle / Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand / Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium, принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970).
В чине церковного благословения брака
V. впервые упоминается в послании папы Сириция (Ep. I. 4 // PL. 13. Col. 1136b - 1137a) еп. Имерию Таррагонскому (385). Свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский († 431), в своей большой поэме в честь свадьбы чтеца Юлиана, сына еп. Капуи Мемора, и Тиции описывает, как еп. Эмилий, соединив правые руки новобрачных, возлагает на них брачный покров и освящает их молитвой (Carmen. 25 // CSEL. 30. P. 238-245). В Веронском Сакраментарии чин благословения брака (разд. XXXI, N 1105-1110) назван «Velatio nuptialis»; в др. древнейших Сакраментариях V. также входит в состав чина благословения брака; то же и в древних памятниках испано-мосарабского и отчасти кельтского обрядов (порядок V. различается: согласно одним памятникам, покров возлагается только на невесту, согласно др.- на обоих новобрачных). Однако в галликанском обряде порядок чина благословения брака не совпадал с первоначальным рим. и, в частности, не содержал V.; вероятно, из-за влияния, оказанного галликанским обрядом на рим., V. вышло из состава офиц. церковного последования - ни в тридентских Миссале и Ритуале, ни в реформированных (см. ст. Novus ordo) литургических книгах католич. Церкви его нет. Тем не менее V. сохранилось на практике в виде общепринятого обычая украшать невесту к свадьбе фатой.
Восточные аналоги V.
В то время как на Востоке чин монашеского пострига женщин не отличается от пострига мужчин (хотя в рукописях встречается особый чин пострижения черниц, основанный на обычном чине пострига,- см., напр.: Красносельцев Н. Ф. К истории православного богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Каз., 1889. С. 134-169), а входящее в его состав облачение новопостриженной в монашеские одежды не является прямым аналогом V., в чине благословения брака параллелью к V. является обряд возложения на головы жениха и невесты венцов, т. е. центральная часть чина благословения брака.
В рус. традиции, бытовавшей до 2-й пол. XVII в., существовал еще один, очень напоминающий V., обычай: непосредственно перед венчанием священник приходил в дом невесты и совершал «Чин одеяти главу девице брачной... егда возложити убрус на главу». Он состоит из обычного начала, молитвы «<Боже, Боже наш, иже во пророцех глаголавый» (в греч. рукописях эта молитва нередко входит в чин обручения), благословения невесты крестом и возложения на нее «убруса» - платка; начиная с этого времени девушка вступала в брачное состояние и всегда ходила в платке.
Наконец, в греч. Евхологиях южноитал. происхождения в последовании венчания встречается и просто рим. обряд V., попавший в визант. чин под влиянием лат. практики (Passarelli. P. 50-55); V. совершается в начале последования, между Пс 127 и мирной ектенией, и заключается в возложении священником «мафория» на жениха и невесту.
Лит.: Leclercq H. Voile // DACL. 1953. Vol. 15. Col. 3187; Metz R. La consécration des vierges dans l'Eglise Romaine. P., 1954; Escudero G. Verginità e liturgia: La consacrazione e la benedizione delle vergini. R., 1963; Ritzer K. Formen, Riten und religiöses Brauchtum der Eheschliessung in den christl. Kirchen des ersten Jahrtausends. Münster, 19812. (LQF; 38); Passarelli G. L'Eucologio Cryptense Γ. β. VII. Θεσσαλονίκη, 1982. (᾿Ανάλεκτα Βλατάδων; 36); Ramis Miquel G. La consagración de la mujer en las liturgias occidentales. R., 1990. (BEL. S; 52).
А. А. Ткаченко, М. С. Желтов
Источник: Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 376-378.
К оглавлению раздела "Православная энциклопедия"
Никакой материал, представленный в данном разделе, полностью или частично, не принадлежит авторам сайта . Все права сохраняются за авторами статей, издателем ПЭ, а также другими законными правообладателями.